Официальный сайт учреждения
Заказать звонок

Применяемая методика

Программа реабилитации ЧУ «Реабилитационное социальное учреждение Калужской области №1» для людей с зависимостью от психоактивных (химически зависимых) - это комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, включающий различные виды, объемы, сроки и порядок реализации психологических, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей химически зависимого к выполнению определенных видов деятельности (обучение, труд). Индивидуальная программа реабилитации согласовывается с реабилитантом и его родственниками, что позволяет усилить ее психотерапевтическое значение и повысить ответственность за ее реализацию.

Каждый этап предоставления и вид реабилитационных услуг ориентированы на конкретную реальную достижимую цель, отраженную в договоре между потребителем услуг (реабилитантом) и реабилитационным учреждением, о которой он должен знать и к достижению которой должен стремиться.

На основании индивидуальных и социальных особенностей химически зависимого специалисты реабилитационной бригады формируют конкретные средства и методы социальной реабилитации (то есть используемых подходов, методов и техник немедикаментозного (психотерапевтического) лечения) для комплексного физического, психологического и социального восстановления человека с зависимостью от психоактивных веществ.

Реабилитационная программа нашего Учреждения работает по методике, в основе которой лежит идеология 12 Шаговой программы сообщества Анонимных Наркоманов и Анонимных Алкоголиков. Она рассматривается как программа духовного роста, позволяющая больному зависимостью, благодаря духовным изменениям, происходящим по мере работы по Шагам, приобрести комфортную трезвую жизнь, когда для улучшения самочувствия нет необходимости использовать наркотик или алкоголь. Реабилитация в центре исключает медикаментозные средства, а также методы, основанные на страхе реабилитанта. Освобождение от химической зависимости происходит на основе психологической переориентации, которая, основываясь на мобилизации внутренних резервов человека, возвращает ему свободу жизненных ориентиров — ту свободу, которой он был лишен ранее. Программа, используемая в реабилитационных центрах нашего Учреждения не является религиозной, то есть она не основывается на вере, но обращена она, тем не менее, к внутреннему миру человека, именно внутри себя человек должен найти силы изменить себя и свой мир, как он считает нужным.

Основные цели программы

Данная Программа имеет цель и задачи, а также содержит: Основные понятия, направления деятельности центра, описание программы, этапы, методы и длительность реабилитации, план комплексной терапии, описание курса реабилитации, ряд приложений: тематический план лекций, индивидуальный блок заданий, расписание реабилитационного центра, образец анкеты-знакомства, зачетный лист заданий, а также программу психологического сопровождения в постреабилитационном периоде. Основные цели предлагаемой программы - это полный отказ химически зависимого от приема любых количеств наркотиков и алкоголя и качественное изменение личности человека и членов его семьи, изменение взаимоотношений с окружающим миром и обретение духовного опыта. Эти цели неразделимы, так как достижение любой из них невозможно без достижения других.

Химическая зависимость (алкоголизм, наркомания и токсикомания) является:

  1. хроническим, рецидивирующим, т.е. рецидивы могут случаться в течение всей жизни;
  2. прогрессирующим, поскольку, как правило, ведет к деградации и гибели;
  3. мультимодальным, поражающим зависимого физически, психологически и духовно;
  4. мультифакторным, т.е. возникающим в силу различных (генетических, семейных, социальных) причин заболеванием.

Из-за совокупности различных причин болезни максимальное внимание должно фокусироваться на физических, эмоциональных, духовных и межличностных потребностях резидента. Реабилитационная программа ставит своей целью глубокое изменение личности реабилитанта, является инструментом начала трезвости и личностного роста, а также направлена на возвращение человека, имеющею зависимость к полноценной жизни без наркотиков и алкоголя.

Методы социально-психологической реабилитации помогают химически зависимым, а также их родственникам и членам семьи, улучшить качество жизни, а именно что дает участи в реабилитационной программе:

  • Освобождение от химической зависимости, устранение личностных проблем
  • Развитие позитивных черт характера
  • Раскрытие творческого потенциала, профессиональная ориентация
  • Восстановление здоровья
  • Уход от пассивности, активное построение своей жизни,
  • Критическое отношение к своему прошлому,
  • Понимание механизмов возврата к старому поведению,
  • Улучшение семейных и других межличностных отношений,
  • Улучшение в сфере трудовой занятости, образования,
  • Улучшение социального функционирования,
  • Прекращение противоправной деятельности.

Для выполнения этих целей используется комплексная реабилитационная программа, направленная на формирование адекватного отношения к себе и болезни, нацеленности на здоровый образ жизни, социально-психологическую адаптацию.

Нео6ходимым условием для комплексного достижения этих целей является решение следующих задач:

  1. Признание химически зависимым того, что он нуждается в помощи. Программа помогает взглянуть на себя со стороны, в какую бездну внутренних противоречий и внутренних конфликтов он оказался втянутым в результате употребления психоактивных веществ. Многие химически зависимые предпринимали неоднократные попытки не употреблять психоактивные вещества, но все-таки срывались снова. Осознавая при помощи программы, в каком плачевном состоянии тела, разума и духа они находятся, химически зависимые должны прийти к пониманию того, что их воля также поражена и без посторонней помощи им не справится
  2. Формирование у химически зависимого осознанного желания прекратить употребление психоактивных веществ.

Работая по программе, химически зависимый может найти поддержку и понимание со стороны терапевтического сообщества. Черпая опыт членов сообщества, их силы и оптимизм, он может обрести уверенность в собственных силах, укрепиться в желании прекратить употреблять психоактивные вещества, в корне изменить свою жизнь. Химически зависимый должен прийти к выводу, что его трезвость – основная цель на данном этапе, что без устойчивой трезвости невозможно решение других жизненных задач и проблем.

Программа предусматривает необходимость достаточно глубокого имения своих внутренних проблем и возникающих из-за этого внешних конфликтов, предоставляет химически зависимому возможность изучать и перестраивать самого себя.

Решение сформулированных глобальных задач возможно путем их конкретизации, деления на более узкие и частные:

  • химически зависимый должен научиться воспринимать других, как явствующих людей и, возможно, имеющих такие же внутренние противоречия, как и он. Ему необходимо приобрести новый опыт межличностного общения, умение просить, получать и оказывать поддержку. Химически зависимый должен получить начальный опыт познания своих чувств, опыт управления своим поведением, а также теоретические знания и практический опыт поведения в экстремальных, стрессовых ситуациях;
  • необходимо коренное изменение отношения химически зависимого к самому себе, укрепление глубокой позитивной самооценки. Программа должна помочь химически зависимому любить самого себя, любить окружающих людей, любить весь мир, начать испытывать радость не от достигнутого результата, а от процесса движения к нему. Химически зависимые должны начать делать первые шаги в этом направлении, признавая себя такими, какие они есть;
  • участие химически зависимого в программе - это определенный стиль жизни, мышления, мировоззрения; за время проведения активного лечения химически зависимому необходимо сформировать у себя активную жизненную позицию, настраивающую его на постоянное движение вперед. За остановкой движения по программе следует отход на старые алкогольного и наркотического мышления и, как следствие, алкогольный или наркотический срыв Пациент должен получить теоретическую и практическую подготовку к ведению новой, трезвой жизни. Ему необходимо получить некоторые психологические, медицинские и социальные знания, расширяющие его мировоззрение.

Необходимо изучение основ программы духовного возрождения и духовного роста «12 шагов» сообщества Анонимных Алкоголиков /Анонимных наркоманов, его истории и традиций.

Это даст возможность химически зависимому приобщиться к всемирному движению АА/АН и использовать 12-шаговую программу как инструмент своего дальнейшего выздоровления.

Для скорейшей адаптации химически зависимого в реальной жизни и для помощи и ликвидации последствий химической зависимости необходима глубокая работа с его родными и близкими, изменение системы взаимоотношений в его семье. Необходимы закрепления полученных знаний и навыков, предоставление помощи в дальнейшем личностном росте химически зависимых, прошедших курс реабилитации по программе и продолжающих работать по личному плану выздоровления. Учитывая определенную психическую незрелость химически зависимых людей, необходимо развивать у них умение четкого планирования всех видов деятельности, умение выделять главные из множества встающих перед ними проблем, умение брать на себя ответственность за собственные поступки и решения, умение сохранять свои собственные границы и уважать границы других.

Формула программы и основные ее факторы: Конфиденциальность прохождения программы, когда информация о резиденте не распространяется.

Взаимоотношения между персоналом и резидентами строятся на основе взаимного уважения, понимания и человеческой любви, реализуются в партнерской модели отношений. Возникающие проблемы решаются на общем собрании всех резидентов и персонала, что дает возможность сказать о своих чувствах, попросить и получить поддержку, разрешить конфликты и т.д.

Медикаментозная поддержка оказывается в случае необходимости и резидент знает о такой возможности. При этом любое лечение обсуждается и проводится с согласия резидента и заказчика врачом психиатром-наркологом (согласно договора).

Пребывание реабилитанта в программе построено на основе четкой динамической модели, начиная от первичной консультации. Работа реабилитанта строится по определенному плану и обсуждается сотрудниками при индивидуальном планировании, которое само по себе становится мощным фактором воздействия.

Групповая психотерапия и групповая динамика, как форма организации работы, как метод, используемый в программе, становятся важнейшим реабилитационным фактором. Главное направление работы групп: самопознание, самораскрытие, работа с чувствами и их проявлениями, тренинг межличностного общения, овладение навыками отреагирования глубинных эмоциональных переживаний, тренинг поведения в экстремальных ситуациях, групповой анализ самостоятельной работы по заданиям.

Индивидуальные консультации. Работа на сессиях индивидуальной терапии направлена на преодоление неэффективных способов совладания со стрессом и своими переживаниями (отрицания, ухода от проблем, девальвации и т.д.), направлена на осознание личностных проблем и поиск путей их решения. Работа во время сессии дополняется заданиями для состоятельного выполнения, индивидуальная программа выздоровления и личностного роста реабилитанта составляется при участии клинического психолога. Программа направленна на укрепление самоуважения реабилитанта, самоэффективности, повышения самооценки, то есть также становится мощным протективным и реабилитационным фактором.

Теоретическое обучение реабилитанта при проведении лекционных занятий природе, специфике, развитии и последствиях наркологического клевания, о психологических и личностных особенностях химически зависимого и членов его семьи, о всемирном движении АА / НА и многих других вопросах дает знания, необходимые для поддержания трезвости, изменения личности зависимого, преодоления им стрессов, предупреждения возможных рецидивов заболевания. Использование различных методов медитации (саморегуляции), освоение которых дает реабилитанту один из инструментов управления настроением, позволяет овладеть навыками релаксации, совладания со стрессом.

Приемы рефлексии своего состояния и мониторинга, которыми овладевает реабилитант, позволяют ему подвести итоги дня (ежедневные процедуры, дающие реабилитанту возможность самоанализа своих чувств, настроений, поступков, испытанных за день). Такие приемы позволяют контролировать свое состояние, осознанно планировать собственные действия по преодолению возникающих проблем и не желательных аффективных реакций.

Работа с семьей реабилитанта, когда семейные сессии направлены на налаживание взаимоотношений с близкими, преодоление дисфункциональных паттернов отношений, гармонизацию коммуникации в семье становится способом организации для реабилитанта той социальной сети, которая выполняет роль «буфера», смягчает стресс, предотвращает рецидивы заболевания.

Постлечебные группы имеют большое значение так как в них реабилитанты расширяют знания и навыки, полученные в процессе прохождения реабилитации.

Такие группы также становятся источником социальной поддержки, новой для резидента социальной сетью, служат одним из инструментов преодоления кризисных ситуаций. Осуществляются постлечебные группы прохождения реабилитации в амбулаторных условиях.

Применение мотивационной психотерапии в программе социальной реабилитации.

Moтивационное интервью (далее МИ), которое является одним из устоявшихся, широко применяемых па протяжении десятилетий методов, его эффективность многократно доказана в научных исследованиях применительно к классу психических и поведенческих расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ. МИ, интервью осуществляемое по особой схеме, расширило свои границы, и стало широко использоваться как мотивационная психотерапия для химически зависимых людей. МИ предназначено для работы с людьми с зависимостью от психоактивных веществ на различных этапах лечения заболевания, направлено на мотивирование химически зависимого к следованию той или мной программе выздоровления, является условием достижения эффективности последующих реабилитационных мероприятий: психотерапии, участия в мероприятиях социальной реабилитации. МИ может осуществлять врач психиатр- нарколог, клинический психолог, специалист по социальной работе, социальный работник (консультант по химической зависимости).

Методы программы

Для работы с химически зависимыми используются:

  1. Индивидуальное и групповое психологическое консультирование, в частности: метод усиления мотивации, мотивационное интервью, мотивационная психотерапия, конфронтационный метод, метод группового взаимодействия, когнитивно - поведенческий подход.
  2. Противорецидивные тренинги групповые и индивидуальные.
  3. Программа «12 шагов» и принципы терапевтического сообщества.
  4. Релаксационная техника и аутогенная тренировка как антистрессовая методика.
  5. Элементы системной семейной терапии.
  6. Элементы гештальт - терапии.
  7. Элементы транзактного анализа.
  8. Трудотерапия.

Все указанные методы апробированы в терапевтической практике и не имеют противопоказаний для применения у резидентов с психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ.

Два наиважнейших концептуальных элемента этой программы.

  1. признание модели болезни;
  2. понимание, что существует духовное измерение выздоровления.

Именно эти элементы отличают данный подход от других видов социальной реабилитации, которые используются в современной практике.

Программа поощряет всестороннее развитие личности, которое означает, что выздоровление – путь к высокой самооценке через честность в отношении самого себя и других.

Структура программы

Программа реабилитации включает индивидуальные, групповые, семейные консультации и психотерапию, участие в группах самопомощи АА/АН, образовательную программу.

Образовательная программа:

  • информационные занятия по концепции болезни и выздоровления;
  • семейное образование;
  • философия духовности;
  • антистрессовая программа;
  • профилактика социально значимых заболеваний (гепатит, ВИЧ и т.д.)

Этапы программы

Программа может быть условно разделена на три этапа:

  1. этап, предшествующий поступлению в реабилитационный центр («дореабилитационный»);
  2. этап активной терапевтической интервенции, реабилитация;
  3. этап формирования устойчивой ремиссии, противорецидивной и поддерживающей терапии.

Каждый из этапов имеет собственную стратегию и отличается от других содержанием и продолжительностью. Вместе с тем все они составляют одно неразрывное целое в достижении главной цели.

1-й этап. Дореабилитационный. Детоксикация

Медицинские услуги оказываются (по договору с медицинским учреждением) в соответствии со Стандартами специализированной медицинской помощи при синдроме зависимости, вызванном употреблением психоактивных веществ.

Прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога первичный осуществляется в первый день поступления в реабилитацию.

Выясняются особенности развития личности, особенности динамики клиники заболевания, в том числе наличие или отсутствие приема психоактивных веществ в последнее время, личностный и социальный статус зависимого, наличие либо отсутствие профессии, круг интересов, посещение спортивных секций, культурных мероприятий, степень социальной адаптации, связь с криминальными структурами, мотивация на участие в реабилитационном процессе. С целью получения объективной и полной информации о больном проводится беседа с его родственниками и другими значимыми для него людьми. Акцентируется внимание на исследование кожных покровов и слизистых с целью выявления свежих следов инъекций наркотических средств. Измеряется артериальное давление, частота пульса, исследуется область сердца, легких, живота (определяются границы печени).

Выявляются:

  • признаки обострения патологического влечения к психоактивным веществам;
  • астенические расстройства;
  • эмоциональные и аффективные расстройства;
  • интелектуально-мнестические расстройства;
  • поведенческие расстройства;
  • абстинентный синдром: общая слабость, потливость, ринорея, чихание, слезотечение,
  • мышечные боли и судороги, абдоминальные спазмы, тошнота или рвота, диарея, «гусиная кожа»,
  • периодический озноб, тахикардия, зевота, беспокойный сон, дисфория;
  • признаки употребления психоактивных веществ: эйфория, расширение или сужение зрачков и др„
  • при необходимости - диагностическое тестирование мочи на выявление наркотиков и их метаболитов.

По результатам комплексной опенки данных анамнеза, жалоб, физикального осмотра врач психиатр-нарколог определяет уровень реабилитационного потенциала. Совместно с членами реабилитационной бригады (психологом, специалистом по социальной работе и др.) участвуют в составлении индивидуального реабилитационного плана.

Прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога повторный осуществляется в течение всего периода наблюдения (особенно при реабилитации в амбулаторных условиях). В ходе осмотров оценивают динамику состояния резидента. Ежемесячно оценивают результаты выполнения реабилитационной программы.

Химико-токсикологическая экспертиза (исследование) содержания в крови, моче ПАВ осуществляется при поступлении в реабилитационный центр для объективного подтверждения факта воздержания от приема ПАВ, что необходимо для выполнения реабилитационной программы. Исследование может быть повторено в течение срока реабилитации (в среднем 1 раз в 3 месяца) с целью контроля эффективности реабилитационных мероприятий, исключения тайного употребления ПАВ, рецидива заболевания(срыва).

Обязательной составляющей приема (осмотра, консультации) является психотерапия (психокоррекция). Она проводится на всех этапах и направленна на устранение личностных и поведенческих расстройств, закрепление дости1нутых результатов лечения и мотивацию химически зависимых на у час же в реабилитационных программах. Выбор и продолжительность методов и техник психотерапии определяются особенностями клиники и синдрома зависимости от психоактивных веществ, личностного и социального статуса реабилитанта. Применяется хотя бы один из перечисленных методов индивидуальной и групповой психотерапии: когнитивная, бихевиоральная (поведенческая), психодинамическая, гуманистическая, системная психотерапия. Задача «дореабилитационного» этапа: обеспечить мотивацию и готовность к сотрудничеству химически зависимого, а по возможности вовлечь членов его семьи в процесс выздоровления. Возможность психотерапевтического воздействия на химически зависимого, находящегося в состоянии острой интоксикации, ограничены и направлены на его удержание, а также на его мотивирование к дальнейшему лечению и к участию в профилактических мероприятиях. Активное психотерапевтическое вмешательство не откладывается до момента, когда у химически зависимого исчезнут симптомы острого абстинентного синдрома, а начинается с момента поступления в медицинскую организацию (с которой заключен договор), оказывающую услуги в стационарных условиях.

На данном этапе химически зависимый и его семья знакомятся с принципами и задачами программы, согласовывают свои интересы и ожидания с возможностями программы, получают консультацию специалиста.

Оценка эффективности 1-го этапа. Успешность этого этапа оценивается по готовности химически зависимою участвовать в реабилитационной программе, программе, что подтверждается подписанием правил и условий пребывания в реабилитации. Критерием эффективности психотерапии является удержание химически зависимого в реабилитационной программе и его согласие на прохождение реабилитации.

2-й этап. Активная интервенция (реабилитация)

Целью этапа активной интервенции является преодоление пациентом его отрицания болезни и амбивалентности, обучение первичным навыкам жизни без психоактивных веществ.

В этот период контакты пациента с привычной окружающей средой сводятся к минимуму. Как правило, ограничиваются посещения родственников, исключаются просмотр телепередач и развлекательных фильмов, чтение художественной литературы, телефонные звонки, использование компьютеров, ноутбуков, интернета.

Все время и все усилия специалистов, работающих с конкретным реабилитантом, посвящены одному: изменению поведения, мотивации, убеждений, эмоциональных реакций реабилитанта таким образом, чтобы максимально усилить эффективность терапии и способствовать удержанию реабилитанта в программе.

Работа психолога с реабилитантом начинается со стремления вызвать у резидента доверие и желание участвовать в программе психологической реабилитации и комплексной социальной адаптации. Установление раппорта - требует от психолога умения говорить на языке пациента. Одной из первых интервенций является подробное описание проблем, приведших зависимого в реабилитацию. При сборе первичной информации о реабилитанте, психолог структурирует информацию, полученную таким образом, чтобы реабилитант имел возможность осознать в полном объеме, какие расстройства имеют место во всех сферах его жизни. Первичная информация затрагивает не только вопросы психологического характера, но и темы, связанные с нарушением закона, финансовые, трудоустройство.

Основным методом психотерапевтического воздействия является когнитивно-бихевиоральная психотерапия, целью которой является реорганизация хаотичной когнитивной структуры пациента с наполнением ее адекватными образцами когнитивного функционирования.

Важным условием профилактики будущих рецидивов является преодоление свойственной пациентам с зависимостью от ПАВ алексетемии, формирование способности идентифицировать и верболизовать свои чувства.

Наиболее эффективным приемом научения самопонимания и саморегуляции является ведение личного дневника, где реабилитант отражает свои ежедневные переживания. Одновременно используется поведенческая психотерапия, которая опосредуется через все жизненно важные ситуации: общение, труд, собственное здоровье, семья, питание и т.д. Через приобщение к устойчивому режиму физических и умственных нагрузок моделируется новая система жизненного распорядка. Развивается личная ответственность за результаты поведения, способность анализировать и исправлять свои ошибки, армируется адекватное представление о себе и о других людях, заинтересованность и неравнодушие к окружающим, психологическая наблюдательность. Преодолеваются асоциальные тенденции, гедонизм, эгоизм. Вырабатывается более активная социальная позиция. Для этого используется расширение ролевого репертуара как метод психотерапии и средство реабилитации и уменьшается доля индивидуальной директивной когнитивно-поведенческой психотерапии, при неадекватном применении которой увеличивается риск внушения послушности, зависимости от реабилитационного сообщества, несамостоятельности, сознательного и бессознательного сопротивления лечению.

Учитывая склонность пациентов с зависимостью от ПАВ к регрессивному поведению, необходимо стимулировать возникновение среди участников программы групп само- и взаимопомощи, что создает у них чувство защищённости и укрепляет в позитивных намерениях.

Для повышения социальной активности и большей вовлеченности реабилитантов в программу реабилитации внедряется система самоуправления. Реабилитанты или выбранные на временной или постоянной основе их представители (старостат) привлекаются к разрешению дисциплинарных конфликтов, оценки поведения каждого пациента (в баллах), хода его реабилитации, возможности применения мер дисциплинарного воздействия, организации коллективных мероприятий и т.д. Система выбранных представителей обеспечивает обратную связь между персоналом реабилитационного центра и реабилитантами.

Перед выпиской пациента из реабилитационного центра акцент переносится на психосоциальный аспект, преследующей достижение основной цели - восстановление, коррекцию или формирование нормативных личностных и социальных качеств пациента, возвращение его в семью и общество.

С целью коррекции внутриличностных и психосоциальных проблем реабилитанта, с учетом клинического полиморфизма и типологического многообразия зависимой личности психотерапевтическая работа становится более индивидуальной и дифференцированной. Основным методом психотерапевтического воздействия является краткосрочная личностно- ориентированная терапия, которая направлена на вскрытие ранних личностных конфликтов и уязвимых свойств личности, на выявление патологических поведенческих паттернов, а также на коррекцию зависимых качеств личности. Она может проводиться в рамках как индивидуальной, так и психотерапии. Групповые формы работы являются предпочтительными, поскольку в группах за счет сети переносов личностных конфликтов на соучастников работы; травматизация протекает более мягко, создаются условия для параллельного анализа объектных отношений и ложность более детального анализа собственных социальных связей, на примере других больных моделируются собственные личностные и межличностные конфликты, в том числе и связанные с формированием зависимого поведения. Для расширения сети переносов и более объективного создания собственных проблем желательно включение в работу котерапевта другого пола. Одновременно активно организуется психосоциальная работа, целью которой является восстановление, коррекция или формирование нормативных личностных и социальных качеств реабилитантов, восстановление или тонизация семейных отношений. Для этого увеличивается объем физической и интеллектуальной занятости реабилитантов, стимулируется их профессиональная ориентация, проводятся тренинги социальных навыков в условиях режима трезвости, реабилитанты активно участвуют в работе групп сообществ само- и взаимопомощи в сообществах анонимных наркоманов (АН), анонимных алкоголиков (АА).

Типы индивидуального и группового консультирования:

  • Концепция лечения соответствующие симптомы при химической зависимости.
  • Люди, места, вещи, вызывающие у пациента желание употреблять психоактивные вещества.
  • Структура личного времени.
  • Влечение к употреблению.
  • Ситуации повышенного риска.
  • Социальный прессинг к употреблению.
  • Острые симптомы, возникающие после отказа от привычного наркотика, способы их преодоления.
  • Употребление других наркотических веществ (алкоголя, лекарств, не прописанных врачом и др.)
  • Участие в группах самопомощи «Анонимные Алкоголики» и «Анонимные Наркоманы».
  • Кроме того, групповое консультирование включает пошаговую работу по программе «12 шагов».
  • Тема для обсуждения на каждой сессии может быть задана либо психотерапевтом или психологом, либо быть выбрана согласно индивидуальным потребностям реабилитанта на данном этапе реабилитации.

Образовательная программа охватывает следующие области:

  • информационные занятия по концепции болезни и выздоровления;
  • семейное образование;
  • философия духовности;
  • антистрессовая программа;
  • профилактика инфекционных заболеваний (гепатит, ВИЧ и т.д.).

Целью проведения образовательных программ является изменение у реабилитанта отношения к употреблению психоактивных веществ и формирование представления об употреблении как о патологическом влечении, которым можно научится управлять.

Основные темы информационных занятий по концепции болезни и выздоровления:

  1. Наркомания, алкоголизм - болезнь.
  2. Природа зависимости.
  3. Поведенческие признаки зависимости.
  4. Медицинские симптомы зависимости.
  5. Формы психологической защиты у зависимых.
  6. Психология поведения зависимых людей.
  7. Нейробиологическая теория зависимости
  8. Программа выздоровления А А и АН.
  9. Негативные личностные характеристики и их проявления при зависимости
  10. Рецидивы (срывы) и стратегии их профилактики.
  11. Психологические факторы формирования зависимости.
  12. Стыд и вина.

Семейное образование:

  1. Алкоголизм и наркомания - болезнь семейная.
  2. Дисфункциональные семьи. Что это?
  3. Зависимость: признаки и симптомы. Философия духовности:

Цель проведения занятий по философии духовности - формирование у реабилитанта духовных ценностей и потребностей, а также чувства (причастности к силе, большей, чем его собственная, что поможет ему развить стиль жизни, свободной от наркотиков.

Темы занятий:

  1. Понятие духовности.
  2. Три основных компонента выздоровления: честность, открытость, готовность.
  3. Духовные потребности и ценности.
  4. Концепция веры в процессе выздоровления.

Антистрессовая программа:

Цель проведения антистрессовой программы - научить резидентов справляться с напряженными жизненными ситуациями, познакомить с техниками саморегуляциии без употребления психоактивных веществ.

Занятия по профилактике инфекционных заболеваний: Целью этих занятий является информирование резидентов об инфекционных заболеваниях, сопутствующих употреблению ПАВ и методам профилактики, формирование у резидентов ответственности за их здоровье и здоровье других людей.

Оценка эффективности 2-го этапа: Успешность этого этапа оценивается по готовности реабилитанта сохранять абстиненцию и продолжать участие в дальнейшей терапевтической программе, по степени вовлеченности в процесс терапии, по изменениям, происходящим с личностью резидента (мышление, эмоциональное реагирование, поведение, физическое здоровье).

3-й этап. Постлечебная программа (формирование устойчивой ремиссии)

Продолжительность этапа составляет от 3 до 6 месяцев. Этот период резидент проходит в режиме поддерживающей амбулаторной терапии. Программа предусматривает участие химически зависимого в групповой терапии, ведение дневника эмоциональных состояний, работу по шагам, посещение собраний АА/АН и работу с наставником по программе «12 шагов». Целью данного этапа является формирование у пациента нового стиля жизни без наркотиков и алкоголя, понимание своих ценностей и жизненных задач на новом более высоком уровне и обучение технике профилактики рецидивов.

Химически зависимый постепенно входит в семейную и социальную среду. С помощью сотрудников и членов терапевтического сообщества он овладевает новыми для себя, либо забытыми, приемами межличностного общения, эмоционального реагирования, навыками решения возможных конфликтов, осваивает модели трезвого поведения, устанавливает новые шальные связи, которые не связаны с употреблением ПАВ.

На этом этапе химически зависимый имеет возможность получать поддержку персонала и сообщества АА и АН, консультироваться в отношении последствий своего поведения и эмоциональных реакций, развивать иные, по сравнению с прошлыми социальные связи. Важной составляющей частью данного этапа является активное (ежедневное) посещение собраний АА и АН, работа с куратором. К моменту окончания этапа участник постлечебной программы должен подготовить совместно с психологом развернутый план поддерживающей терапии и дальнейшей работы с выявленными в процессе реабилитации психологическими проблемами.

Существенной особенностью реабилитации в амбулаторных условиях, как показывает опыт, является клиентцентрированный подход, под которым понимается не только сконцентрированность усилий различных специалистов на решении проблем конкретного пациента, но и активное участие самого пациента в реабилитационной работе.

Именно осознание и понимание пациентом своей роли и принятие на себя ответственности за все, что происходит в процесе реабилитации и за ее результат, является непременным условием успешного сотрудничества между командой специалистов и пациентом. В контексте реабилитационного процесса в амбулаторных условиях значимым и необходимым условием является построение прочных и долговременных взаимоотношений в парах: пациент-психолог, пациент-ближайшее окружение, ближайшее окружение-психолог на принципах доверия, взаимной ответственности, открытости, и создания атмосферы психологической безопасности.

План постлечебной программы

Цель постлечебной программы - научится применять в жизни все те добрые навыки, которые были заложены в реабилитационном центре.

  • Проведение индивидуального психологического консультирования с каждым участником по стандартизованной схеме;
  • Участие всех членов программы в групповом консультировании (терапии) не менее пяти 2-часовых сессий в неделю;
  • Участие всех членов программы в групповых образовательных сессиях, не менее трех часовых сессий в неделю;
  • Индивидуальные занятия каждого участника программы с психологом не менее 2 часов в неделю;
  • Участие всех членов программы в самостоятельной работе по освоению программы «12 шагов» в индивидуальном и групповом формате;
  • При необходимости консультация врачей-специалистов для каждого участника программы;
  • Посещение всеми участниками во время прохождения постлечебной программы собраний Анонимных Алкоголиков (АА) или Анонимных Наркоманов (АН) ежедневно;
  • Привлечение в терапевтические и образовательные программы родственников и значимых для пациентов людей.
  • Участники программы обязаны проходить тестирование на наличие в организме психоактивных веществ не реже 1 раза в неделю для объективной оценки состояния больного.

Методы программы:

Период постлечебной программы пациент проходит в режиме поддерживающей амбулаторной терапии. Программа предусматривает:

  • Индивидуальное и групповое психологическое консультирование.
  • Противорецидивные тренинги групповые и индивидуальные.
  • Работу по Программе «12 шагов» и принципы терапевтического сообщества
  • Релаксационная техника и аутогенная тренировка
  • Элементы системной семейной терапии
  • Элементы гештальт-терапии.
  • Элементы транзактного анализа.
  • Участие в экологических проектах и волонтерских движениях.
  • Организация культурно-массового досуга (посещение театров, музеев, выставок, исторических памятников и т.д.).
  • Профориентация.

Все сказанные методы апробированы в терапевтической практике и не имеют противопоказаний для применения у пациентов с психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ.

Ожидаемые результаты:

Пациенты, прошедшие полный курс рассматриваемой программы, должны обладать следующими характеристиками:

  1. не употреблять ПАВ как минимум, в течение 3 месяцев.
  2. войти в семейную и социальную среду,
  3. овладеть новыми для себя либо забытыми приемами межличностного общения, эмоционального реагирования, навыками решения возможных конфликтов,
  4. освоить модель трезвого поведения,
  5. установить новые социальные связи, не связанные с употреблением П АН,
  6. регулярно посещать группы самопомощи АА или АН. работать со спонсором по программе «12 шагов»,
  7. активно участвовать в противорецидивной программе.

Срок амбулаторной программы составляет 3-6 месяцев, на этом ресоциализация выпускника реабилитационного центра продолжается, поскольку пациенту предлагается дальнейшее социальное сопровождение (помощь в трудоустройстве, обучении, участие в группах взаимопомощи).

Ппрограмма осуществляется с участием врачей-психиатров-наркологов, медицинских сестер, клинических психологов, социальных работников, специалистов по социальной работе.

Программа основана на био-психо-социо-духовной модели работы с химической зависимостью и содержит элементы программы «12 шагов».

Программа разработана с учетом специфики обновления и изменения внутреннего мира человека и его ценностей на каждом этапе его социальной реабилитации.

Главная задача психологической помощи - изменение поведения, самооценки и мировоззрения.

Конечная цель программы - это возвращение в социум самодостаточного, полноценного человека с длительной пожизненной ремиссией, способного к созидательному труду и самофинансированию

Формула программы и основные лечебные факторы постлечебной программы:

  1. Конфиденциальность и добровольность участия, когда информация о пациенте не распространяется, и поскольку участие в программе добровольное, участник программы может прервать курс ее прохождения в любой момент без каких-либо последствий. Само по себе отсутствие принуждения и обязательности оказывается фактором, «смягчающим» давление, лечебным.
  2. Групповая психотерапия и групповая динамика, как формы организации работы, как метод, используемый в программе, становятся важнейшим фактором, главные направления работы групп: самопознание, самораскрытие, работа с чувствами и их проявлениями, тренинг межличностного общения, овладение навыками отреагирования глубинных эмоциональных переживаний, связанных с социальной адаптацией химически зависимого.
  3. Индивидуальные консультации. Работа на сессиях индивидуальной психотерапии направлена на преодоление неэффективных способов совладания со стрессом и своими переживаниями (отрицания, ухода от проблем, девальвации и т.д.), направлена на осознание личностных проблем поиск путей их решения. Работа во время сессии дополняется задания самостоятельной работ, индивидуальная программа выздоровления, личностного роста составляется совместно с участником программы. Это работает на укрепление его самоуважения, самоэффективности, самооценки, то есть также становится мощным протективным и поддерживающим фактором.
  4. Теоретическое обучение участника программы при проведении лекционных занятий о природе, специфике, развитии и последствиях наркологического заболевания, о психологических и личностных особенностях химически зависимого и членов его семьи, о Всемирном движении Анонимные Алкоголики/ Анонимные Наркоманы и многих других вопросах дает знания, необходимые для поддержания трезвости, изменения личности зависимого, преодоления им стрессов, предупреждения возможных рецидивов заболевания.
  5. Работа с семьей химически зависимого, когда семейные сессии направлены на налаживание взаимоотношений с близкими, преодоление дисфункциональных паттернов отношений, гармонизацию коммуникаций в семье, становится способом организации для химически зависимого той социальной сети, которая выполняет роль «буфера», смягчает стресс, предотвращает рецидивы заболевания.

Послелечебные группы, как фактор лечебного влияния, имеют большое значение, так как в них больные наркологического профиля расширяют знания и навыки, полученные в процессе прохождения программы. Такие группы также становятся источником социальной поддержки, новой для химически зависимого социальной сетью, служат одним из инструментов преодоления кризисных ситуаций.

Темы индивидуального и группового консультировании

  1. Инструменты предотвращения рецидива. Определение процесса рецидива, его начало и развитие.
  2. Взаимоотношения с другими в выздоровлении.
  3. Развитие образа жизни, свободного от наркотиков и алкоголя.
  4. Духовность и религиозность. Система ценностей.
  5. Стыд и вина.
  6. Личный опыт, личностный рост, самооценка.
  7. Недостатки характера.
  8. Понимание и удовлетворение собственных потребностей.
  9. Преодоление гнева и злости.
  10. Релаксация и время отдыха.
  11. Работа и управление деньгами.
  12. Трансформация зависимого поведения, поиск новых моделей.
  13. Самозабота. Ассертивное поведение.

Тема для обсуждения на каждой сессии может быть консультантом, либо быть выбрана согласно индивидуальным потребностям участника программы на данном этапе выздоровления.

Оценка эффективности 3-го этапа проводится на основании осознанного выбора химически зависимого жить без наркотиков и алкоголя. Появляется в выполнении всех рекомендаций, открытом сотрудничестве с персоналом и выздоравливающими участниками программы, уменьшение интенсивности психологических проблем, формирование продуктивных отношений с близкими, успешном прохождении 1-,2-,3-го шагов, активное вовлечение в сообщества АА/АН. Важным критерием эффективности также является то, что химически зависимый продолжает принимать участие в амбулаторных психотерапевтических программах для поддержания здорового образа жизни.

Работа с родственниками больных в рамках реабилитационной программы

Наличие наркологического заболевания у одного из членов семьи неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения и приводит семью к дисфункциональному состоянию. У родственников больных с зависимостями отмечаются состояния хронического дисстресса, развиваются психогенные заболевания. Проявления созависимости являются факторами риска рецидива зависимости от ПАВ у наркозависимых. Однако сами созависимые родственники в своем большинстве не попадают в поле зрения специалистов (психиатров, психотерапевтов, клинических психологов) и остаются вне программы терапии. Данное обстоятельство, в свою очередь, может способствовать усилению дисфункциональности семьи и, как следствие, возникновению срывов и рецидивов у больных зависимостью. Кроме того, у родственников наркологических больных определяется высокий суицидальный риск. В связи с вышесказанным важно привлекать родственников к участию в реабилитационной программе.

Основным методом воздействия на родственников химически зависимых является семейная психокоррекция, которая включает следующие мероприятия: индивидуальные беседы с членами семьи, совместные беседы с реабилитантами и членами семьи, привлечение членов семьи к участию в семейных клубах и других психотерапевтических группах, осуществляющих поддержку семей химически зависимых.

Семейная психокоррекция занимает промежуточное положение между психотерапевтиченскими и реабилитационными методами, способствуя углублению у больных наркологического профиля установки на воздержание от употребления психоактивных веществ и улучшая их социальную адаптацию в периоды после выписки из реабилитационного центра.

Подход к проведению семейной психокоррекции основан на понятии созависимости. Происходящее годами искажение взаимодействия семьи приводит к созданию системы отношений, делающих жизнь семьи глубоко ущербной, но вместе с тем крайне инертной, устойчивой к предпринимаемым извне попыткам изменить ситуацию к лучшему.

В частности, данная система отношений, парадоксальным образом может способствовать тому, что продолжается злоупотребление наркотиками и становится затруднительным достижение воздержания от их приема. Во время беседы с членами семьи реабилитируемого (обычно с родителями) психотерапевт посредством воздействия на поведение и образ жизни не страдающего зависимостью от психоактивных веществ, но созависимого родителя, пытается изменить в лучшую сторону ситуацию в семье в целом и создать предпосылки для отказа от деструктивных способов общения.

Методика подкрепления со стороны ближайшего окружения является одной из форм поведенческой супружеской и семейной терапии. В соответствии с этой методикой кто-либо из членов семьи, обычно супруга (супруг) или мать, используют подкрепляющие стимулы (о которых заранее договариваются) либо отказывает в них для того, чтобы наградить за периоды воздержания ил наказать за употребление наркотика. К подкрепляющим стимулам относятся: совместное проведение досуга, доступ к управлению автомобилем, возможность распоряжаться определенной частью денежных средств и др. При этом родственники обучаются относится к своему близкому как к человеку с хроническим заболеванием, распознавать и с наибольшей выгодой использовать моменты, когда он наиболее мотивирован, чтобы начать или продолжать лечение. Им предлагается помочь своему близкому человеку адаптироваться к жизни без употребления психоактивных веществ и не прикладывать никаких усилий в случае возобновления им злоупотребления наркотиков или алкоголя. Привлечение к участию максимального количества родственников, друзей, а также регулярное общение с психологом используются для повышения эффективности методики.

Применение метода семейной психотерапии помогает решить следующую задачу: интеграция представлений о наркологическом заболевании в русле именно болезненных расстройств, а не нравственных, психологических или других индивидуальных соображении о природе зависимости от психоактивных веществ. По существу, семейная психотерапия заключается в преодолении феномена анозогнозии родственников и достижения конструктивного альянса между всеми членами семьи и психологом для развития тактики совладания с болезнью. У многих членов семьи существует страх ожидания выписки своего близкого из реабилитационного центра, непосредственно связанного с его деструктивным поведением, которое они наблюдали до начала терапии.

Поэтому требуется систематическое переубеждение родственников реабилитируемого в том, что он не может быть опасен в случае соблюдения им режима трезвости. В рамках семейной психотерапии осуществляется также консультирование по правовым вопросам, урегулированию семейных конфликтов, помощи в решении бытовых вопросов (в компетенции социального работника или консультанта).

На всех последовательных этапах реабилитации с родственниками участников программы подготовленные специалисты (психолог, консультант) регулярно проводят специальные занятия по следующим направлениям:

  • эмоциональные, психологические и социальные последствия употребления психоактивных веществ и зависимости от них;
  • обучение навыкам общения с выздоравливающим зависимым, особенности создания благоприятной среды в семье;
  • профилактика рецидивов заболевания и оказание психолог поддержки;
  • преодоление созависимости.

Виды консультирования:

  1. Телефонное консультирование родных сотрудниками центра.
  2. Индивидуальная консультация.
  3. Семейные консультации.
  4. Семинары.

Групповая терапия для родственников - создание групп из родственников зависимых, которые делятся собственным опытом и поддерживают друг друга на пути выздоровления семьи.

Групповая терапия для родственников включает:

  • занятие по изучению принципов родственных отношений
  • группы поддержки для созависимых

Остались вопросы?

Звоните 8 800 250 21 90 или оставьте заявку на обратный звонок.

 

 

Потопальская Наталья Сергеевна Руководитель учреждения Я точно знаю, что помочь можно каждому. Главное - не быть равнодушным и безразличным… И, безусловно, вовремя обратиться за помощью.

Интересные семейные сессии В ЧУ «Реабилитационное Социальное Учреждение Калужской области №1» частым явлением являются необычные психологические семейные коррекции.    
Подробнее
Появление павлинов Ни для кого не секрет, что в ЧУ «Реабилитационное Социальное Учреждение Калужской области №1» на постоянной основе появляются различные животные. За все время Нашего существования у нас были
Подробнее
Новогодние праздники «Пять минут, пять минут! Бой часов раздастся вскоре!» - поется в известной песне. Примерно с таким настроением в ЧУ «РСУ Калужской области №1» прошли все новогодние праздники)))
Подробнее
Восстановление женского организма В силу физиологических особенностей, у представительниц прекрасного пола всегда ярче и сильнее видны «отпечатки» прошлого именно во внешнем аспекте
Подробнее
«Pимняя сказка» или «для чего нужна  горка?!» Вот с чем может ассоциироваться зима? У кого-то с мандаринами, у кого-то со снегом, а кто-то любит морозить щёки на улице и вдыхать именно этот холодный и свежий воздух…
Подробнее
Праздничный ужин В нашем ЧУ суббота и воскресенье, как, собственно, почти у всех - общепринятые выходные дни Наших Реабилитантов. Но проводить их «обычно», без интересных дел - не наш случай. 
Подробнее
Учебный процесс Уже второй год подряд в нашем ЧУ полным ходом проходит учебный процесс. С началом нового учебного года, наши Ребята могут заниматься на онлайн-уроках в формате репетиторства по основным предметам. 
Подробнее
все новости