Официальный сайт учреждения
Заказать звонок

Применяемая методика

Программа реабилитации ЧУ «Реабилитационное социальное учреждение Калужской области №1» для людей с зависимостью от психоактивных (химически- зависимых), а также лиц, имеющих различные формы девиантного поведения- это комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, включающий различные виды, объемы, сроки и порядок реализации психологических, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности у человека (обучение, труд). Индивидуальная программа реабилитации согласовывается с реабилитантом и его родственниками, что позволяет усилить ее психокоррекционное значение и повысить у них ответственность за ее реализацию.

Каждый этап предоставления помощи, а также вид оказываемых реабилитационных услуг ориентированы на конкретную реальную достижимую цель, отраженную в договоре между потребителем услуг (реабилитантом), заказчиком (родственником) и реабилитационным учреждением, о которой он должен знать и к достижению которой должен стремиться.

На основании индивидуальных и социальных особенностей химически- зависимого или лица, имеющего различные формы девиантного поведения, специалисты реабилитационной бригады формируют конкретные средства и методы социально-психологической реабилитации (то есть используемых подходов, методов и техник немедикаментозного (психокоррекционного) вспомогательного вмешательства) для комплексного физического, психологического и социального восстановления человека с зависимостью от психоактивных веществ или человека, имеющего различные аддикции.

Реабилитационная программа нашего Учреждения работает по методике, в основе которой лежит психологическая коррекция отклоняющегося поведения, проявляющегося во всех сферах жизни больного. Она рассматривается как программа духовного и личностного роста, позволяющая человеку, оказавшемуся во власти зависимости и различных по степени тяжести девиаций, благодаря, позитивно отработанным в течение прохождения реабилитационного курса, изменениям, приобрести комфортную трезвую или конструктивно- организованную во всех сферах жизнь, когда для улучшения психологического, эмоционального, морального и физиологического самочувствия нет необходимости использовать наркотик, алкоголь, а также различные формы отклоняющегося асоциального поведения. Реабилитация в центре исключает медикаментозные средства (в случае, если терапия не является необходимой для поддержания человека в нормальном адекватном эмоциональном и психологическом состоянии, и выписанной путем обязательного назначения врачом-психиатром), а также методы, основанные на провокации физического страха реабилитанта (физические методы воздействия, запугивание и устрашение с помощью угроз о физической расправе). Освобождение от активной химической зависимости и различных проявлений девиации происходит на основе психологической переориентации, которая, основываясь на мобилизации внутренних резервов человека, возвращает ему психологическую и физиологическую свободу жизненных ориентиров, которой он был лишен ранее. Программа, используемая в реабилитационном центре, нашего Учреждения не является религиозной, то есть она не основывается на вере, обращена она, тем не менее, к внутреннему миру человека, именно внутри себя человек должен найти психологический ресурс для переоценки ценностей, изменению себя и собственного окружения.

Основные цели программы

Данная Программа имеет цель и задачи, а также содержит: Основные понятия, направления деятельности центра, описание программы, этапы, методы и длительность реабилитации, план комплексной терапии, описание курса реабилитации, ряд приложений: тематический план лекций, индивидуальный блок заданий, расписание реабилитационного центра, образец анкеты-знакомства, зачетный лист заданий, а также программу психологического сопровождения в постреабилитационный период. Основные цели предлагаемой программы- это полный отказ химически- зависимого от приема любых количеств наркотиков и алкоголя, а также психологически- осознанный отказ от проявлений различных форм девиантного поведения в условиях социума у лица, имеющего разные виды деструкций, и качественные изменения личности членов его семьи, изменение взаимоотношений с окружающим миром и обретение опыта осознанности в сложившейся трудной жизненной ситуации, связанной с ней проблематикой, и путей выхода из нее. Эти цели неразделимы, так как достижение любой из них невозможно без достижения других.

Химическая зависимость (алкоголизм, наркомания и токсикомания) является:

  1. хроническим, рецидивирующим (рецидивы могут случаться в течение всей жизни);
  2. прогрессирующим, поскольку, как правило, ведет к деградации и гибели;
  3. мультимодальным, поражающим зависимого физически, психологически и духовно;
  4. мультифакторным, т.е. возникающим в силу различных (генетических, семейных, социальных) причин, заболеванием.

Девиантное (отклоняющееся) поведение проявляется в:

  1. совершении поступков, противоречащих нормам социального поведения в том или ином сообществе;
  2. чрезмерной обидчивости, ранимости, повышенной агрессивности и непримиримости;
  3. утрированных формах эгоизма и эгоцентризма (требования о незамедлительном исполнении желаний без осознания цены и рамок);
  4. одном из или сразу трех формах: антисоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное), аутодеструктивное (саморазрушительное);
  5. рискованном, суицидальном, агрессивном отношении к своей персоне или окружающим людям.

Из-за совокупности комплексов причин проблематики химической зависимости, а также различных форм девиантного поведения максимальное внимание должно фокусироваться на физических, эмоциональных, духовных и межличностных потребностях реабилитанта. Реабилитационная программа ставит своей целью глубокое изменение его личности, является инструментом начала трезвости, конструктивизма и личностного роста, а также направлена на возвращение человека, имеющего отклонения, к полноценной жизни без возвращения к деструктивным моделям поведения.

Методы социально-психологической реабилитации помогают реабилитантам, а также их родственникам и остальным членам семей, улучшить качество жизни во всех ее сферах.

Освобождение от химической зависимости, устранение проблем, провоцируемых проявлением девиантного поведения, ведут к:

  • Развитию позитивных черт характера;
  • Раскрытию творческого потенциала, появлению профессиональной ориентации;
  • Восстановлению здоровья;
  • Уходу от пассивности, активному построению собственной жизни;
  • Критическому отношению к своему прошлому;
  • Пониманию «механизмов», «работающих» на предотвращение возврата к «старой» модели поведения;
  • Улучшению семейных и других межличностных отношений;
  • Улучшениям в сферах трудовой занятости, образования;
  • Улучшению социального функционирования;
  • Прекращению противоправной деятельности.

Для выполнения этих целей используется комплексная реабилитационная программа, направленная на формирование адекватного отношения к себе и своей болезни, нацеленности на здоровый образ жизни, полную социально-психологическую адаптацию.

Нео6ходимым условием для комплексного достижения этих целей является решение следующих задач:

  1. Признание химически- зависимым или лицом, имеющим различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения, того, что он нуждается в помощи извне. Программа помогает взглянуть на себя со стороны, на то, в какую «бездну» внутренних противоречий и внутренних конфликтов оказался «втянутым» человек в результате употребления психоактивных веществ, алкоголя и «вращения» в деструктивных компаниях/микросоциуме. Многие люди, имеющие подобные проблемы, предпринимали неоднократные попытки отказа от аддиктивных (зависимых) или отклоняющихся форм собственного поведения, но «срыв» повторялся снова и снова. Осознавая, при помощи программы, в каком плачевном состоянии тела, разума и духа они находятся, реабилитанты должны прийти к пониманию того, что эмоционально-волевая сфера также поражена, и без посторонней помощи им не справиться;
  2. Формирование у химически- зависимого или лица, имеющего различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения, осознанного желания прекратить употребление психоактивных веществ и проявлять деструктивные модели собственного поведения в микросоциуме и обществе.

Программа предусматривает необходимость достаточно глубокого понимания своих внутренних проблем и возникающих из-за этого внешних конфликтов, предоставляет «заблудившемуся» человеку возможность изучать и перестраивать самого себя.

Решение сформулированных глобальных задач возможно путем их конкретизации, деления на более узкие и частные:

  • Химически- зависимый или человек, имеющий различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения, должен научиться воспринимать других, как вспомогающих людей и, возможно, имеющих такие же внутренние противоречия, как и он. Ему необходимо приобрести новый опыт межличностного общения, умение просить о помощи вовремя, получать и оказывать поддержку. Реабилитант должен получить начальный опыт познания собственных чувств, опыт управления своим поведением, а также теоретические знания и практический опыт поведения в экстремальных, стрессовых ситуациях;
  • необходимо коренное изменение отношения химически- зависимого или человека, имеющего различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения к самому себе, укрепление глубокой позитивной самооценки. Программа должна помогать реабилитанту в любви к самому себе, окружающим людям и миру;
  • обязательное признание себя таким, какой есть, дальнейшее принятие и психологическая коррекция до достижения позитивного результата;
  • участие химически- зависимого или лица, имеющего различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения в программе- это определенный стиль жизни, мышления, мировоззрения; за время проведения активного излечения реабилитанту необходимо сформировать у себя активную жизненную позицию, настраивающую его на постоянное движение вперед. За остановкой движения по программе следует «откат» на «старую» модель поведения с возвращением «алкогольного и наркотического мышления» или «деструктивного мышления» и, как следствие, алкогольный, наркотический срыв или «срыв на деструкцию». Реабилитант должен получить теоретическую и практическую подготовку к ведению новой, осознанной и трезвой жизни. Ему необходимо получить некоторые психологические, медицинские и социальные знания, расширяющие его мировоззрение.

Для скорейшей адаптации химически- зависимого или лица, имеющего различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения, в реальной жизни для помощи и ликвидации последствий химической зависимости или проявленных ранее деструкций, необходима глубокая работа с его родными и близкими, изменение системы взаимоотношений в его семье. Необходимо закрепление полученных знаний и навыков, предоставление помощи в дальнейшем личностном росте химически- зависимых или лиц, имеющих различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения, прошедших курс реабилитации по психокоррекционной программе и продолжающих работать по личному плану выздоровления. Учитывая определенную психическую незрелость химически- зависимых людей и лиц, имеющих различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения, необходимо развивать у них умение четкого планирования всех видов деятельности, умение выделять главные из множества встающих перед ними проблем, умение брать на себя ответственность за собственные поступки и решения, умение сохранять свои собственные психологические границы и уважение к границам других людей.

Формула программы и основные ее факторы: Конфиденциальность прохождения программы, когда информация о реабилитанте не распространяется.

Взаимоотношения между персоналом и реабилитантами строятся на основе взаимного уважения, понимания и человеческой любви, реализуются в партнерской модели отношений. Возникающие проблемы решаются на общем собрании всех реабилитантов и персонала, что дает возможность сказать о собственных чувствах, попросить о помощи и получить поддержку, разрешить конфликты, откорректировать проявленные деструктивные модели поведения и т.д.

Медикаментозная поддержка оказывается в случае необходимости, и реабилитант знает о такой возможности. При этом любое лечение обсуждается и проводится с согласия реабилитанта и его заказчика, с помощью врача психиатра-нарколога (согласно договору).

Пребывание реабилитанта в программе построено на основе четкой динамической модели, начиная от первичной консультации. Работа реабилитанта строится по определенному плану и обсуждается сотрудниками при составлении и постоянной еженедельной коррекции индивидуального плана, который, сам по себе, становится мощным фактором воздействия на деструктивную часть личности конкретного человека.

Групповая психологическая коррекция, а также групповая динамика, как форма организации работы, как метод, используемый в программе, становятся важнейшим реабилитационным фактором. Главное направление работы групп: самопознание, самораскрытие, работа с чувствами и их проявлениями, тренинги межличностного общения и роста, овладение навыками отреагирования глубинных эмоциональных переживаний, тренинги, направленные на отработку поведения в экстремальных ситуациях, групповой анализ самостоятельной работы по заданиям.

Индивидуальные консультации. Работа на сессиях для индивидуальной психологической коррекции направлена на преодоление неэффективных способов совладания со стрессом и собственными переживаниями (отрицания, ухода от проблем, девальвации и т.д.), направлена на осознание личностных проблем и поиск путей их решения. Работа во время сессии дополняется заданиями для самостоятельного выполнения. Индивидуальная программа выздоровления и личностного роста реабилитанта составляется при участии клинического психолога. Программа направлена на укрепление самоуважения реабилитанта, самоэффективности, повышения самооценки, то есть также становится мощным протективным и реабилитационным фактором.

Теоретическое обучение реабилитанта при проведении лекционных занятий о природе, специфике, развитии и последствиях наркологического клевания (правления), проявлений девиантного поведения, о психологических и личностных особенностях химически- зависимого или лица, имеющего различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения, а также членов их семей, о всемирном движении АА / АН и многих других вопросах, дает знания, необходимые для поддержания трезвости, изменения личности зависимого или лица, имеющего различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения,  для преодоления ими стрессов, предупреждения возможных рецидивов заболевания. Использование различных методов медитации (саморегуляции), освоение которых дает реабилитанту один из инструментов управления настроением, позволяет овладеть навыками релаксации, совладания со стрессом.

Приемы рефлексии собственного состояния и мониторинга, которыми овладевает реабилитант, позволяют ему подвести итоги дня (ежедневные процедуры, дающие реабилитанту возможность самоанализа своих чувств, настроений, поступков, испытанных и прожитых за текущий день). Такие приемы позволяют контролировать свое состояние, осознанно планировать собственные действия по преодолению возникающих проблем и не желательных аффективных реакций.

Работа с семьей реабилитанта, где семейные психологические коррекционные сессии направлены на налаживание взаимоотношений с близкими, позволяют преодолевать дисфункциональность отклоняющихся паттернов отношений, устанавливать гармонизацию коммуникации в семье. Это основа, которая становится способом организации для реабилитанта той социальной «сети», которая выполняет роль «буфера», смягчает стресс, предотвращает рецидивы заболевания.

Постлечебные группы имеют большое значение, так как при участии в них реабилитанты расширяют знания и навыки, полученные в процессе прохождения курса реабилитации.

Такие группы также становятся источником социальной поддержки, новой для реабилитанта социальной «сетью», служат одним из «инструментов» для преодоления кризисных ситуаций. Осуществляются постлечебные группы при прохождении реабилитации в амбулаторных условиях.

Применение мотивационной психотерапии в программе социальной реабилитации:

Moтивационное интервью (далее МИ), которое является одним из устоявшихся, широко применяемых на протяжении многих десятилетий методов; его эффективность многократно доказана в научных исследованиях применительно к классу психических и поведенческих расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ или различными формами проявлений девиантного поведения. МИ- интервью, осуществляемое по особой схеме, расширило свои границы, и стало широко использоваться как мотивационная психологическая коррекция для химически зависимых людей и лиц, имеющих различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения. МИ предназначено для работы с людьми с зависимостью от психоактивных веществ на различных этапах лечения заболевания, а также на всех этапах выздоровления от активного проявления деструктивных моделей поведения; направлено на мотивирование конкретного   реабилитанта к следованию той или иной программе выздоровления, является условием достижения эффективности всех последующих реабилитационных мероприятий: психокоррекции, участия в мероприятиях социально- психологической реабилитации. МИ может осуществлять врач психиатр- нарколог, клинический психолог, специалист по социальной работе, социальный работник (консультант по химической зависимости).

Методы программы

Для работы с химически- зависимыми и лицами, имеющими различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения, используются:

  1. Индивидуальное и групповое психологическое консультирование, в частности: метод усиления мотивации, мотивационное интервью, мотивационная психологическая коррекция, конфронтационный метод, метод группового взаимодействия, когнитивно- поведенческий подход.
  2. Противорецидивные тренинги группового и индивидуального формата.
  3. Программа «12 шагов» и принципы сообществ АА и АН.
  4. Релаксационная техника и аутогенная тренировка, как антистрессовая методика.
  5. Элементы системной семейной психологической коррекции.
  6. Элементы гештальт- терапии.
  7. Элементы транзактного анализа.
  8. Трудотерапия.
  9. Арт-коррекция.
  • Телесно-ориентированная психологическая коррекция.
  • Физическое воспитание.

Все указанные методы апробированы в психологической практике и не имеют противопоказаний для применения у реабилитантов с психическими и поведенческими расстройствами, вызванными наличием различных видов девиаций или употреблением психоактивных веществ и алкоголя.

Два наиважнейших концептуальных элемента программы:

  1. признание модели болезни;
  2. понимание, что существует духовное измерение шкалы выздоровления.

Именно эти элементы отличают данный подход от других видов социально-психологической реабилитации, которые используются в современной практике.

Программа поощряет всестороннее развитие личности, которое означает, что выздоровление- путь к высокой самооценке через честность в отношении самого себя и окружающих.

Структура программы

Программа реабилитации включает индивидуальные, групповые, семейные консультации и психологическую коррекцию, участие в группах взаимопомощи, образовательную программу, программу организации труда и отдыха.

Образовательная программа:

  • информационные занятия по концепции болезни и выздоровления;
  • семейное образование;
  • философия духовности;
  • антистрессовая программа;
  • профилактика социально значимых заболеваний (гепатит, ВИЧ и т.д.)
  • организованные онлайн-занятия с репетиторами для учащихся подростков по основным общеобразовательным предметам.

Этапы программы

Программа может быть условно разделена на три этапа:

  1. этап, предшествующий поступлению в реабилитационный центр («дореабилитационный»);
  2. этап активной психокоррекционной интервенции, социально-психологическая реабилитация;
  3. этап формирования устойчивой ремиссии, противорецидивной и поддерживающей психологической коррекции.

Каждый из этапов имеет собственную стратегию и отличается от других содержанием и продолжительностью. Вместе с тем все они составляют одно неразрывное единое целое в достижении главной цели.

1-й этап. Дореабилитационный. Детоксикация

Медицинские услуги оказываются (по договору с медицинским учреждением) в соответствии со Стандартами специализированной медицинской помощи при синдроме зависимости, вызванном употреблением психоактивных веществ.

Прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога для химически- зависимых лиц первично осуществляется в первый день поступления в реабилитационный центр, при необходимости.

Выясняются особенности развития личности, особенности анамнеза заболевания, в том числе наличие или отсутствие приема психоактивных веществ и алкоголя в последнее время, личностный и социальный статус новоиспеченного реабилитанта, наличие либо отсутствие профессии, круг интересов, посещение спортивных секций, культурных мероприятий, степень социальной адаптации, связь с криминальными структурами, мотивация на участие в реабилитационном процессе. С целью получения объективной и полной информации о больном проводится беседа с его родственниками и другими значимыми для него людьми. Акцентируется внимание на исследовании кожных покровов и слизистых с целью выявления свежих следов инъекций и прочих последствий от употребления наркотических средств, а также реабилитант осматривается на наличие на его теле и кожных покровах следов ссадин и ушибов, полученных в процессе осуществления его жизнедеятельности в социуме. Измеряется артериальное давление, частота пульса, исследуется область сердца, легких, живота (определяются границы печени).

Выявляются:

  • признаки обострения патологического влечения к психоактивным веществам;
  • астенические расстройства;
  • эмоциональные и аффективные расстройства;
  • интелектуально-мнестические расстройства;
  • поведенческие расстройства;
  • абстинентный синдром: общая слабость, потливость, ринорея, чихание, слезотечение;
  • мышечные боли и судороги, абдоминальные спазмы, тошнота или рвота, диарея, «гусиная кожа»;
  • периодический озноб, тахикардия, зевота, беспокойный сон, дисфория;
  • признаки употребления психоактивных веществ: эйфория, расширение или сужение зрачков и др.;
  • при необходимости- диагностическое тестирование мочи на выявление наркотиков, алкоголя и их метаболитов.

По результатам комплексной оценки данных анамнеза, жалоб, физикального осмотра, определяется уровень реабилитационного потенциала. Совместно с членами реабилитационной бригады (психологом, специалистом по социальной работе и др.) психиатр-нарколог для химически-зависимых лиц участвует в составлении индивидуального реабилитационного плана. Химико-токсикологическая экспертиза (исследование) содержания в крови, моче ПАВ осуществляется до поступления в реабилитационный центр для объективного подтверждения факта воздержания от/употребления ПАВ, что необходимо для выполнения реабилитационной программы. Исследование может быть повторено в течение срока реабилитации (в среднем 1 раз в 3 месяца) с целью контроля эффективности реабилитационных мероприятий, исключения тайного употребления ПАВ или алкоголя, рецидива заболевания(срыва).

В случае попадания в реабилитационный центр лиц, имеющих различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения, составление индивидуального реабилитационного плана осуществляется членами реабилитационной бригады (психологом, специалистом по социальной работе и др.). Прохождение этапа детоксикации в ином медицинском учреждении (по договору) не требуется.

Обязательной составляющей приема (осмотра, консультации) является психокоррекция. Она проводится на всех этапах и направлена на устранение личностных и поведенческих расстройств, закрепление достигнутых результатов в выздоровлении и мотивацию химически- зависимых и лиц, имеющих различные формы девиантного поведения. Выбор, продолжительность методов и техник психологической коррекции определяются на обязательно-проводимых психологических консилиумах в условиях реабилитационного центра. Применяется хотя бы один из перечисленных методов индивидуальной и групповой психологической коррекции: когнитивная, бихевиоральная (поведенческая), психодинамическая, гуманистическая, системная психокоррекция. Задача «дореабилитационного» этапа: обеспечить мотивацию и готовность к сотрудничеству химически- зависимого или лица, имеющего различные формы девиантного поведения, а по также вовлечь членов его семьи, в процесс выздоровления. Возможность психокоррекционного воздействия на химически- зависимого, находящегося в состоянии острой интоксикации, ограничены и направлены на его удержание, а также на его мотивирование к дальнейшему прохождению курса социально-психологической реабилитации, а также к участию в профилактических мероприятиях. Активное психокоррекционное вмешательство не откладывается до момента, когда у химически- зависимого исчезнут симптомы острого абстинентного синдрома, а начинается с момента поступления в медицинскую организацию (с которой заключен договор), оказывающую услуги по детоксикации в стационарных условиях.

Оценка эффективности 1-го этапа. Успешность этого этапа оценивается по готовности химически- зависимого или лица, имеющего различные формы девиантного поведения к собственному участию в реабилитационной программе, что подтверждается подписанием правил и условий пребывания в реабилитационном центре. Критерием эффективности психокоррекции является согласие на прохождение реабилитации химически- зависимым или лицом, имеющим различные формы девиантного поведения.

2-й этап. Активная интервенция (реабилитация)

Целью этапа активной интервенции является преодоление реабилитантом сферы отрицания болезни и амбивалентности; обучение первичным навыкам жизни без психоактивных веществ, алкоголя и проявления деструктивных форм поведения.

В этот период контакты реабилитанта с привычной окружающей средой сводятся к минимуму. Как правило, ограничиваются посещения родственников, исключаются просмотр телепередач и развлекательных фильмов, чтение художественной литературы, телефонные звонки, использование компьютеров, ноутбуков, интернета. Проводится информационный «карантин».

Все время и все усилия специалистов, работающих с конкретным реабилитантом, посвящены одному: изменению поведения, взращиванию мотивации, убеждений, эмоциональных реакций реабилитанта, таким образом, чтобы максимально усилить эффективность психологической коррекции и способствовать удержанию реабилитанта в программе.

Работа психолога с реабилитантом начинается со стремления вызвать у человека доверие и желание участвовать в программе социально- психологической реабилитации, а также, комплексной социальной адаптации. Установление раппорта- требует от психолога умения говорить на языке клиента. Одной из первых интервенций является подробное описание проблем, приведших химически- зависимого реабилитанта или лица, имеющего различные формы девиантного поведения, в программу. При сборе первичной информации о реабилитанте, психолог структурирует информацию, полученную таким образом, чтобы клиент имел возможность осознать в полном объеме, какие расстройства имеют место во всех сферах его жизни. Первичная информация затрагивает не только вопросы психологического характера, но и темы, связанные с нарушением закона, финансовые трудности, проблемы трудоустройства.

Основным методом психокоррекционного воздействия является когнитивно-бихевиоральная психологическая коррекция, целью которой является реорганизация хаотичной когнитивной структуры клиента с наполнением ее адекватными образцами когнитивного функционирования.

Важным условием профилактики будущих рецидивов является преодоление свойственной людям с зависимостью от ПАВ, алкоголя, а также лицам с проявлениями различных форм девиаций, алекситимии; формирование способности идентифицировать и вербализировать свои чувства.

Наиболее эффективным приемом научения самопониманию и саморегуляции является ведение личного дневника, где реабилитант отражает свои ежедневные переживания. Одновременно используется поведенческая психокоррекция, которая опосредуется через все жизненно- важные ситуации: общение, труд, собственное здоровье, семью, питание и т.д. Через приобщение к устойчивому режиму физических и умственных нагрузок моделируется новая система жизненного распорядка. Развивается личная ответственность за результаты собственного поведения, способность анализировать и исправлять свои ошибки, армируется адекватное представление о себе и о других людях, заинтересованность и неравнодушие к окружающим, психологическая наблюдательность. Преодолеваются асоциальные тенденции, гедонизм, эгоизм. Вырабатывается более активная социальная позиция. Для этого используется расширение ролевого репертуара как метод психокоррекции и средство реабилитации. Уменьшается доля индивидуальной директивной когнитивно-поведенческой психокоррекции, при неадекватном применении которой увеличивается риск внушения послушности, зависимости от реабилитационного сообщества, несамостоятельности, сознательного и бессознательного сопротивления лечению.

Учитывая статистическую склонность пациентов с зависимостью от ПАВ и алкоголя, а также лиц, имеющих девиантные формы поведения, к регрессивному поведению, необходимо стимулировать возникновение среди участников программы групп само- и взаимопомощи, что создает у них чувство защищённости и укрепляет в позитивных намерениях.

Для повышения социальной активности и большей вовлеченности реабилитантов в программу социально- психологической реабилитации внедряется система самоуправления. Реабилитанты или выбранные участники текущей группы на временной или постоянной основе привлекаются к разрешению дисциплинарных конфликтов, оценки поведения каждого реабилитанта (в баллах), хода его процесса реабилитации, возможности применения мер дисциплинарного воздействия, организации коллективных мероприятий и т.д. Система выбранных представителей обеспечивает обратную связь между персоналом реабилитационного центра и группой реабилитантов.

Перед осуществлением выписки из реабилитационного центра акцент переносится на психосоциальный аспект, преследующий достижение основной цели- восстановление, коррекцию или формирование нормативных личностных и социальных качеств реабилитанта, конструктивное возвращение его в семью и общество.

С целью коррекции внутриличностных и психосоциальных проблем реабилитанта, с учетом клинического полиморфизма и типологического многообразия зависимой или девиантной личности психокоррекционная работа становится более индивидуальной и дифференцированной. Основным методом воздействия является краткосрочная личностно- ориентированная психологическая коррекция, которая направлена на вскрытие ранних личностных конфликтов и уязвимых свойств личности, на выявление патологических поведенческих паттернов, а также на коррекцию зависимых и девиантных качеств личности. Она может проводиться в рамках как индивидуальной, так и групповой психокоррекции. Групповые формы работы являются предпочтительными, поскольку в группах за счет сети переносов личностных конфликтов на соучастников работы, травматизация протекает более мягко, создаются условия для параллельного анализа объектных отношений, выявляется ложность более детального анализа собственных социальных связей. На примере других больных моделируются собственные личностные и межличностные конфликты, в том числе и связанные с формированием зависимого поведения. Для расширения сети переносов и более объективного создания собственных проблем желательно включение в работу психолога другого пола. Одновременно активно организуется психосоциальная работа, целью которой является восстановление, коррекция или формирование нормативных личностных и социальных качеств реабилитантов, восстановление или тонизация семейных отношений. Для этого увеличивается объем физической и интеллектуальной занятости реабилитантов, стимулируется их профессиональная ориентация, проводятся тренинги социальных навыков в условиях режима трезвости, реабилитанты активно участвуют в работе групп само- и взаимопомощи.

Типы индивидуального и группового консультирования:

  • Концепция коррекции соответствующих симптомов при химической зависимости и девиантном поведении.
  • Люди, места, вещи, вызывающие у человека желание употреблять психоактивные вещества, алкоголь или подвергаться деструктивным веяниям извне.
  • Структура личного времени.
  • Влечение к употреблению и девиантному поведению.
  • Ситуации повышенного риска.
  • Социальный прессинг к употреблению и девиантному поведению.
  • Острые симптомы, возникающие после отказа от привычного наркотика, алкоголя и проявляющихся девиаций; способы их преодоления.
  • Употребление других наркотических веществ (лекарств, не прописанных врачом и др.)
  • Участие в группах самопомощи и взаимопомощи.
  • Кроме того, групповое консультирование включает пошаговую работу по программе «12 шагов».
  • Тема для обсуждения на каждой сессии может быть задана либо консультантом по химической зависимости или психологом, либо быть выбрана согласно индивидуальным потребностям реабилитанта на данном этапе реабилитации.

Образовательная программа охватывает следующие области:

  • информационные занятия по концепции болезни зависимости и девиации; выздоровление;
  • семейное образование;
  • философия духовности;
  • антистрессовая программа;
  • профилактика инфекционных заболеваний (гепатит, ВИЧ и т.д.).

Целью проведения образовательных программ является изменение у химически- зависимого реабилитанта отношения к употреблению психоактивных веществ и формирование представления об употреблении как о патологическом влечении, которым можно научится управлять.

Целью проведения образовательных программ является изменение у лиц, имеющих различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения, «старых» деструктивных паттернов на «новые» конструктивные модели поведенческих аспектов.

Основные темы информационных занятий по концепции болезни и выздоровления:

  1. Наркомания, алкоголизм- болезнь, девиация- отклонение.
  2. Природа зависимости и девиантного поведения.
  3. Поведенческие признаки зависимости и девиантного поведения.
  4. Медицинские симптомы зависимости.
  5. Формы психологической защиты у химически- зависимых и лиц, имеющих различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения.
  6. Психология поведения зависимых людей и лиц, имеющих различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения.
  7. Нейробиологическая теория зависимости.
  8. Негативные личностные характеристики и их проявления при наличии зависимости и девиантного поведения.
  9. Рецидивы (срывы) и стратегии их профилактики.
  • Психологические факторы формирования зависимости и девиантного поведения.
  • Стыд и вина.

Семейное образование:

  1. Алкоголизм, наркомания, девиация- болезнь семейная.
  2. Дисфункциональные семьи. Что это?
  3. Зависимость и девиантное поведение: признаки и симптомы. Философия духовности:

Темы занятий:

  1. Понятие духовности.
  2. Три основных компонента выздоровления: честность, открытость, готовность.
  3. Духовные потребности и ценности.
  4. Концепция веры в процессе выздоровления.

Антистрессовая программа:

Цель проведения антистрессовой программы- научить реабилитантов справляться с напряженными жизненными ситуациями, познакомить с техниками саморегуляции.

Занятия по профилактике инфекционных заболеваний: целью этих занятий является информирование реабилитантов об инфекционных заболеваниях, сопутствующих употреблению ПАВ и алкоголя, методах профилактики; формирование у реабилитантов ответственности за их здоровье и здоровье окружающих людей.

Оценка эффективности 2-го этапа: Успешность этого этапа оценивается по готовности реабилитанта продолжать участие в дальнейшей психокоррекционной программе, по степени вовлеченности в процесс коррекции, по изменениям, происходящим с личностью реабилитанта (мышление, эмоциональное реагирование, поведение, физическое здоровье).

3-й этап. Постлечебная программа: процессы кураторства и волонтерства (формирование устойчивой ремиссии)

Продолжительность этапа составляет от 6 месяцев. Этот период реабилитант проходит в режиме поддерживающей амбулаторной или стационарной психологической коррекции. Программа предусматривает участие химически- зависимого или лица, имеющего различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения,  в групповой работе, в индивидуальной сессионной работе с психологом, ведение самоанализа эмоциональных состояний, посещение онлайн- группы ЧУ «РСУ КО №1», работу с консультантом по химической зависимости по программе «12 шагов» (для химически- зависимых лиц). Целью данного этапа является формирование у клиента нового стиля жизни без наркотиков, алкоголя, проявления деструктивных поведенческих форм; понимание своих ценностей и жизненных задач на новом более высоком уровне и обучение технике профилактики рецидивов (срывов) на употребление или девиантное поведение.

Реабилитант постепенно возвращается в семейную и социальную среду. С помощью сотрудников он овладевает новыми для себя, либо забытыми, приемами межличностного общения, эмоционального реагирования, навыками решения возможных конфликтов, осваивает модели трезвого поведения, устанавливает новые взаимосвязи, которые не связаны с употреблением ПАВ, алкоголя и проявлениями деструктивных моделей поведения.

На данном этапе так называемый куратор или волонтер имеет возможность получать поддержку персонала реабилитационного центра, консультироваться в отношении последствий собственного поведения и эмоциональных реакций, проявляемых в тех или иных сложившихся ситуациях, развивать иные, по сравнению с прошлыми, социальные связи. К моменту окончания этапа участник постлечебной программы должен подготовить, совместно с ведущим его психологом, развернутый план поддерживающей коррекции дальнейшей работы с выявленными в процессе прохождения социально-психологической реабилитации проблемами, заключить и проработать до выхода в условия социумной среды семейный контракт, а также собственный ежедневный распорядок дня (по одному примеру будничного и выходного дней).

Существенной особенностью прохождения социально-психологической реабилитации на данном этапе, как показывает опыт, является клиентцентрированный подход, под которым понимается не только скоординированность усилий различных специалистов на решении проблем конкретного реабилитанта, но и активное участие его самого в плотной реабилитационной работе.

Именно осознание и понимание куратором или волонтером своей роли, а также принятие на себя ответственности за все, что происходит с ним в процессе прохождения личного реабилитационного курса, за достигнутый результат, является непременным условием успешного сотрудничества между командой специалистов и реабилитантом. В контексте реабилитационного процесса значимым и необходимым условием является построение прочных и долговременных взаимоотношений в следующих парных «конструкциях»: реабилитант-психолог, реабилитант-ближайшее окружение, ближайшее окружение-психолог на принципах: честности, доверия, взаимной ответственности, открытости, и создания атмосферы психологической безопасности.

План постлечебной программы

Цель постлечебной программы- научится применять в жизни все те позитивные навыки, которые были заложены в процессе нахождения в реабилитационном центре.

  • Проведение индивидуального психологического консультирования с каждым участником по стандартизованной схеме;
  • Участие всех членов программы в групповом консультировании (коррекции);
  • Участие всех членов программы в групповых образовательных сессиях;
  • Участие всех членов программы в работе с консультантом по химической зависимости в освоении программы «12 шагов» в индивидуальном и групповом формате (для химически- зависимых лиц);
  • Посещение всеми участниками во время прохождения постлечебной программы онлайн- групп, созданных на базе ЧУ «Реабилитационное Социальное Учреждение Калужской области № 1»;
  • Привлечение в психокоррекционные и образовательные программы родственников и значимых для реабилитантов людей.
  • Участники программы обязаны проходить тестирование на наличие в организме психоактивных веществ и алкоголя не реже 1 раза в неделю для объективной оценки состояния больного (для химически- зависимых лиц).

Методы программы:

Период прохождения постлечебной программы предусматривает:

  • Индивидуальное и групповое психологическое консультирование;
  • Противорецидивные тренинги: групповые и индивидуальные;
  • Работа по Программе «12 шагов» (для химически- зависимых лиц);
  • Релаксационная техника и аутогенная тренировка;
  • Элементы системной семейной психологической коррекции;
  • Элементы гештальт-терапии;
  • Элементы транзактного анализа;
  • Участие в экологических проектах и различного рода волонтерских движениях;
  • Организация культурно-массового досуга (посещение театров, музеев, выставок, исторических памятников и т.д.).
  • Профориентация;
  • Трудотерапия.

Все вышеперечисленные методы апробированы в психокоррекционной практике и не имеют противопоказаний для применения у реабилитантов с психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ, алкоголя или проявлениями различных видов и форм девиаций.

Ожидаемые результаты:

Реабилитанты, прошедшие полный курс рассматриваемой программы, должны обладать следующими характеристиками:

  1. не употреблять ПАВ и алкоголь в течение длительного времени;
  2. осуществить конструктивное внедрение в семейную и социальную среду;
  3. овладеть новыми для себя, либо давно утраченными или забытыми приемами межличностного общения, эмоционального реагирования, навыками решения возможных конфликтов;
  4. освоить модель трезвого и адекватного поведения,
  5. установить новые социальные связи, не связанные с употреблением ПАВ, алкоголя или «вращением» в, так называемых, деструктивных микросоциумах;
  6. регулярно посещать группы самопомощи и взаимопомощи, созданные на базе ЧУ «РСУ КО № 1»;
  7. активно участвовать в противорецидивной программе.

Программа осуществляется при непосредственном участии врачей-психиатров-наркологов (при необходимости), медицинских сестер (при необходимости), клинических психологов, социальных работников, специалистов по социальной работе.

Программа основана на био-психо-социо-духовной модели работы с психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ, алкоголя или проявлениями различных видов и форм девиаций.

Программа разработана с учетом специфики обновления и изменения внутреннего мира человека и его ценностей на каждом этапе прохождения им социально-психологической реабилитации.

Главная задача психологической помощи- изменение поведения, самооценки и мировоззрения реабилитантов.

Конечная цель программы- это возвращение в социум самодостаточного, полноценного человека; для химически- зависимого: с длительной, желательно: с пожизненной ремиссией, способного к созидательному труду и самофинансированию.

Формула программы и основные лечебные факторы постлечебной программы:

  1. Конфиденциальность и добровольность участия, когда информация о реабилитанте не распространяется, и, поскольку, участие в программе добровольное, участник программы может прервать курс ее прохождения в любой момент без каких-либо последствий. Само по себе отсутствие принуждения и обязательности оказывается фактором, «смягчающим» давление.
  2. Групповая психологическая коррекция и групповая динамика как формы организации работы, как метод, используемый в программе, становятся важнейшим фактором. Главные направления работы групп: самопознание, самораскрытие, работа с чувствами и их проявлениями, тренинги межличностного общения, овладение навыками отреагирования глубинных эмоциональных переживаний, связанных с социальной адаптацией химически- зависимого или лица, имеющего различные виды девиантного поведения.
  3. Индивидуальные консультации. Работа на сессиях индивидуальной психологической коррекции направлена на преодоление неэффективных способов совладания со стрессом и собственными переживаниями (отрицания, ухода от проблем, девальвации и т.д.), осознание личностных проблем, поиск путей их решения. Работа во время сессии дополняется заданиями для самостоятельной работы. Индивидуальная программа выздоровления, личностного роста составляется совместно с участником программы. Это работает на укрепление его самоуважения, самоэффективности, самооценки, то есть также становится мощным протективным и поддерживающим фактором.
  4. Теоретическое обучение участника программы при проведении лекционных занятий о природе, специфике, развитии и последствиях наркологического заболевания или девиантного поведения, о психологических и личностных особенностях химически- зависимого или лица, имеющего различные виды девиаций, а также членов их семей, многих других вопросах, дает знания, необходимые для изменения личности больного человека, преодоления им стрессов, предупреждения возможных рецидивов заболевания или проявления деструкции.
  5. Работа с семьей химически- зависимого или лица, имеющего различные виды девиантного поведения, когда семейные сессии направлены на налаживание взаимоотношений с близкими, преодоление дисфункциональных паттернов отношений, гармонизацию коммуникаций и взаимоотношений, становится способом организации той социальной сети, которая выполняет роль «буфера», смягчает стресс, предотвращает рецидивы заболевания.

Постлечебные онлайн-группы, как фактор влияния на продолжение процесса выздоровления, имеют большое значение, так как при участии в них реабилитанты расширяют знания и навыки, полученные в процессе прохождения программы. Такие группы также становятся источником социальной поддержки, новой социальной сетью, служат одним из инструментов преодоления кризисных ситуаций.

  1. Оценка эффективности 3-го этапа проводится на основании осознанного выбора химически- зависимого или лица, имеющего различные виды девиантного поведения, жить без наркотиков, алкоголя и четко- осознаваемых проявлений деструкции в социуме. Проявляется в выполнении всех рекомендаций, открытом сотрудничестве с персоналом и выздоравливающими участниками программы, уменьшении интенсивности психологических проблем, формировании продуктивных отношений с близкими, успешном прохождении 1-,2-,3-го шагов (для химически- зависимых). Важным критерием эффективности также является то, что реабилитант продолжает принимать участие в амбулаторных психокоррекционных программах для поддержания здорового образа жизни после осуществления непосредственной выписки из условий реабилитационного центра.

Работа с родственниками больных в рамках реабилитационной программы

Наличие наркологического заболевания или любых видов девиантного поведения у одного из членов семьи неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения и приводит семью к дисфункциональному состоянию. У родственников больных с зависимостями или девиациями отмечаются состояния хронического дисстресса, развиваются психогенные заболевания. Проявления созависимости являются факторами риска рецидива зависимости от ПАВ у наркозависимых или проявлений деструктивного поведения у лиц, имеющих различные виды девиантного поведения. Однако сами созависимые родственники, в своем большинстве, не попадают в поле зрения специалистов (психиатров, психотерапевтов, клинических психологов) и остаются вне программы психологической коррекции. Данное обстоятельство, в свою очередь, может способствовать усилению дисфункциональности семьи и, как следствие, возникновению срывов и рецидивов у реабилитантов в дальнейшем. Кроме того, у созависимых родственников определяется высокий суицидальный риск. В связи с вышесказанным важно привлекать родственников к участию в реабилитационной программе.

Основным методом воздействия на родственников, страдающих созависимостью, является семейная психокоррекция, которая включает следующие мероприятия: индивидуальные беседы с членами семьи, совместные беседы, проводимые с реабилитантами и членами их семей, привлечение членов семьи к участию в семейных клубах, специально- разработанных тренингах и интенсивах, осуществляющих помощь и поддержку.

Подход к проведению семейной психокоррекции основан на понятии «созависимость». Происходящее годами искажение взаимодействия внутри семьи приводит к созданию системы отношений, делающих ее жизнь глубоко ущербной, но вместе с тем крайне инертной, устойчивой к предпринимаемым извне попыткам изменить ситуацию к лучшему.

Во время беседы с членами семьи реабилитируемого (обычно с родителями) реабилитолог, посредством воздействия на поведение и образ жизни созависимого родителя, пытается изменить в лучшую сторону ситуацию в семье в целом, а также создать предпосылки для отказа от деструктивных способов общения.

Методика подкрепления со стороны ближайшего окружения является одной из форм поведенческой супружеской и семейной терапии. В соответствии с этой методикой кто-либо из членов семьи, обычно супруга (супруг) или мать, используют подкрепляющие стимулы (о которых заранее договариваются) либо отказывает в них для того, чтобы восстановить так называемую систему вознаграждений у больного. К подкрепляющим стимулам относятся: совместное проведение досуга, доступ к управлению автомобилем, возможность распоряжаться определенной частью денежных средств и др. При этом родственники обучаются относится к своему близкому, как к человеку с хроническим заболеванием, распознавать и с наибольшей выгодой использовать моменты, когда он наиболее мотивирован, чтобы начать или продолжать процесс выздоровления. Им предлагается помочь своему близкому человеку в адаптации к жизни без употребления психоактивных веществ, алкоголя или проявления деструктивных форм поведения. Инструменты привлечения к участию в программе максимального количества родственников, друзей, а также регулярное общение с реабилитологами используются для повышения эффективности методики.

У многих членов семьи существует страх ожидания так называемой выписки из стационарных условий реабилитационного центра своего близкого, связанный непосредственно с боязнью его возвращения к деструктивным формам поведения, которое они длительно наблюдали до начала процесса выздоровления. Поэтому требуется систематическое переубеждение родственников реабилитируемого в том, что страх бесполезен, а важность составляют лишь действия, осуществляемые в процессе изменения отношения к больному и касающиеся планомерно- выполненной работы над собой и собственными личностными характеристиками.

В рамках семейной психологической коррекции нередко осуществляется также консультирование по правовым вопросам, урегулированию семейных конфликтов, помощи в решении бытовых вопросов.

На всех последовательных этапах реабилитации созависимые родственники проходят специально- адаптированную психокоррекционную программу, которая включает себе следующее: обучение навыкам общения с «проблемным человеком» внутри семьи, особенности создания благоприятной среды в семье, изучение инструментов для профилактики рецидивов заболевания и оказание психологической поддержки, преодоление созависимости.

Виды консультирования созависимых в ЧУ «Реабилитационное Социальное Учреждение Калужской области № 1»:

  1. Телефонное консультирование родных специалистами реабилитационного центра.
  2. Индивидуальная консультация.
  3. Семейные психологическая коррекционная консультации.
  4. Семинары.
  5. Групповые специально- организованные информационные интерактивные конференции.
  6. Групповые тренинги- интенсивы «Бабочка».

Групповая психологическая коррекция для родственников- создание групп из созависимых родственников, которые делятся собственным опытом и поддерживают друг друга на пути выздоровления своих семей.

Групповая психологическая коррекция для родственников включает:

  • занятие по изучению принципов родственных отношений.
  • группы поддержки для созависимых.

Остались вопросы?

Звоните 8 800 250 21 90 или оставьте заявку на обратный звонок.

 

 

Потопальская Наталья Сергеевна Руководитель учреждения Просьба о помощи – это не признак слабости любого человека, она не унижает, а делает его еще сильнее. После обращения за помощью начинается новый путь. Не бойтесь отправляться в него, бойтесь оставаться на месте.

Диджеинг А мы продолжаем знакомить Вас с Нашими кружками))) Сегодня речь пойдет о Нашем «Диджеинге». У нас есть масса реабилитантов, кому по душе создание музыки. Для них был организован целый блок музыкальных занятий для отработки умений и навыков, полученных при проведении данного кружка, на практике.
Подробнее
Огородничество. Кружок. УРА!!! С начала этого лета в ЧУ «Реабилитационное Социальное Учреждение Калужской области №1» возобновились кружки!!! Они когда-то были введены с целью: заинтересовать и помочь Нашим Ребятам найти себя в какой-то из возможных сфер, а также позволить переключиться от процесса учебного года и направить фокус своего внимания и развития в новое русло.
Подробнее
12 июня. День России. 12 июня для Нашей страны очень важная дата, потому что празднуется «День России». Иногда его называют «Днем независимости». В этот день, в 1990 году съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете- один из важнейших документов прошлого и современности.
Подробнее
Анонс трёхдневного интенсива «Иллюзии обмана» (21-23 июня) Трёхдневный интенсив «Иллюзии обмана» пройдёт 21-го, 22-го, 23-го июня с 10.00 до 17.00 в конференц-зале отеля «Вилладжио» по адресу: город Калуга, улица Гагарина 4, строение 2
Подробнее
Открытие домика для волонтеров В ЧУ «Реабилитационное Социальное Учреждение Калужской области №1» состоялось долгожданное открытие отдельного дома для волонтеров и кураторов группы.
Подробнее
День пионерии 19-го мая 1922 года появилось активное общественное движение, в которое входили самые трудолюбивые и инициативные подростки страны. «Пионер всегда готов»- это тот их человеческий навык, который позволяет безостановочно расти и развиваться.
Подробнее
1 мая Первого мая в Российской Федерации, как и более чем в 150 странах мира, отмечают «Праздник Весны и Труда» или же «День Труда».
Подробнее
все новости