Созависимость и сопротивление психологической коррекции
Когда семья сталкивается с такими заболеваниями как наркомания, алкоголизм, игромания и пр. виды девиантного, а также зависимого поведения, помощь требуется не только человеку, страдающему от соответствующего недуга, но и ближайшим членам его семьи. Очень часто основным механизмом защиты семьи является отрицание наличия у подростка аддикции (зависимости), девиантного поведения или масштабов, тяжести его последствий и важности психологической коррекции для жизни семейной структуры в целом.
От родственников реабилитантов часто звучат такие фразы, как: «Это не мне нужна помощь, лечите его (её)», «У меня всё в порядке, это он болен» и т.д. Болен, безусловно, реабилитант, но помощь нужна и родственникам, так как не осознавая этого, сами они, могут поддерживать болезнь/ отклонение /девиацию «трудного» подростка.
Что же такое созависимость?
Слово «созависимость» состоит из двух частей: зависимость- «потеря свободы», «рабство»; со- что означает «совместный». Многие реабилитологи, психологи и психиатры определяют созависимость, как «патологию» сознания, психики.
Созависимый человек — это тот, кто полностью поглощен/одержим тем, чтобы управлять поведением и отвечать за все чувства другого человека, совершенно забывая при этом об удовлетворении собственных жизненно-важных потребностей. Созависимость в известном смысле- это отказ от себя.
Все вышеперечисленные характеристики дают возможность созависимым думать и чувствовать себя постоянно необходимыми, незаменимыми. То есть, если посмотреть ЧЕСТНО на собственный мотив созависимости, ответ становится очевиден.
Многие поступки созависимых мотивированы страхом, который является основой любой зависимости. Помимо страха, в эмоциональной палитре преобладают тревога, стыд, вина, затянувшееся отчаяние, негодование, ярость, обида, жалость к себе, гнев.
Со временем, созависимые начинают игнорировать свои чувства, ведь проще не чувствовать душевную боль, жить в мире иллюзий. Они склонны игнорировать проблемы или делать вид, что ничего серьезного не происходит. Созависимые отрицают у себя наличие признаков данной патологии. Именно отрицание мешает им попросить помощи для себя, затягивает и усугубляет зависимость или девиацию больного, и держит всю семью в дисфункциональном состоянии.
ВНИМАНИЕ!!! С СОЗАВИСИМОСТЬЮ ВАЖНО, МОЖНО И НУЖНО РАБОТАТЬ!!!
Звоните прямо сейчас
- Анонимное и безопасное лечение
- Экстренный выезд
к пациенту - Диагностика пациента психиатром-наркологом
- Снятие абстинентного синдрома (похмелья)
- Детоксикация от последствия употребления алкоголя
- Мотивационная работа психолога с пациентом
Более подробный акцент необходимо сделать на сопротивлении созависимых после попадания химически- зависимого или имеющего различные виды девиации «трудного» подростка в условия безопасного, изолированного пространства (реабилитационного центра).
Приведем примеры проявления реактивного (сопротивленческого) поведения у членов семьи любого реабилитанта в процессе психокоррекционной работы:
I. «Позиция жертвы»:
- Демонстрация пораженческого поведения. Проявляется в «застревании» внимания на несправедливости мира, виновности друзей, государства и т.д.;
- Пассивная позиция. Отсутствие проявлений участия в реабилитационном процессе реабилитанта и обратной связи от созависимого: чувства держит в себе, «Не знаю, что чувствую», «Все хорошо», «Нормально» и т.д.;
- «Волшебное фантазирование» — «Вот если бы мы жили в другом городе...», «Если бы он меня послушался...», «Если бы алкоголь/наркотики запретили...», «Если бы можно было взять и все поменять...»;
- Склонность к преувеличению несчастий (ужастификация) — привычка созависимых, сформированная годами, в условиях повторяющихся разрушительных действий;
- Частые сомнения в себе;
- Сосредоточение на «токсических эмоциях» — обиды, гнева, вины. Созависимый находится в своей «раковине», из которой ему сначала очень сложно выбраться и начать взаимодействовать;
- Обремененность виной, что в свою очередь мешает трезво смотреть на вещи. Например, мама наркомана скрывала на группе, что сын, находясь на периоде ресоциализации или волонтерства, пришел поздно (нарушил предписания) и проводил время с «употребляющими друзьями», тем самым создавая ложный фасад «псеводоблагополучия» выздоровления;
- Неспособность увидеть несколько вариантов решения проблемы;
- Пассивное и безразличное отношение к личным проблемам («Мне уже ничего не нужно...», «Лишь бы дети были здоровы...», «Мне не до отдыха...»);
- Нежелание планировать развитие новых навыков и умений — может выражаться, например: в невыполнении индивидуальных письменных работ, которые давались психологом, либо формальное их выполнение («для галочки»). При этом находятся классические в этом случае объяснения: "«У меня уже совсем память плохая стала...», «С этим ребенком все забудешь на свете...», «Мне было некогда — огород, уборка...» и др.;
- Интерпретирование любой корректирующей обратной связи, как критикующей и осуждающей,- выражается обычно реагированием в виде оправданий, рационализации своего поведения или агрессии;
II. Симптомы недоверия к процессу психологической коррекции:
- Избирательное участие-стремление созависимого выбрать самому, что выполнять, а что нет. «Забывание» выполнения психологических заданий, полученных в процессе групповой и индивидуальной коррекции. «Чем мне помогут эти задания? Мне нужно ребенка спасать!!!»;
- Поиск ошибок в процессе коррекции созависимости: «Я думал/ла Вы мне скажете делать не так...», «Это занимает слишком много времени, я и так в интернете много про это читала...»;
- Обвиняющие реакции в адрес ведущего психолога;
«Нелепые» удивительные ситуации созависимых в процессе прохождения «трудным» подростком курса социально-психологической реабилитации:
- «Ревность созависимого» — (прервали курс из ревности к специалистам/ту реабилитационного центра);
- «Обида на сотрудников/ка» — (прервали курс из-за возникшей обиды по какой-либо ситуации);
- «Религиозное фарисейство» — (прервали курс из-за стараний отличиться особенной «святостью» жизни, стремления к религиозному лицемерию);
- «Страх перед „трудным“ подростком, придание его персоне глобальной значимости, возвеличивание» — (прервали курс, так как ОН так сказал);
- «Экперимент» — (прервали курс, так как решили провести эксперимент: «сорвется/не сорвется», «выживет/не выживет» и т.д.);
- «Легче похоронить» — (прервали курс, так как сложно выздоравливать/заниматься, легче отказаться и похоронить совсем);
- «Меня никто не смеет учить» — (прервали курс, так как невозможно пережить настолько сильный удар в отношении собственного высокомерия);
- «Не хочу больше его мучить»- (прервали курс, так как не могут поехать на отдых без «трудного» подростка, поддались манипуляциям на звонках, стало жалко и т.д.);
- «Потому что Я так сказала» — (прервали курс, так как созависимый решил, что он сам все знает, обесценил коррекционную программу и специалистов);
- «Зависть» — (прервали курс из зависти к остальным участникам группы созависимых).
Манипулирование созависимым
Для химически-зависимых и лиц, имеющих различные формы отклоняющегося от общепринятой нормы поведения, нет ничего важнее объекта их пристрастия. В большинстве случаев родственники борются с их болезнью. Не всегда это бывает успешно. Причиной является то, что больной человек будет всячески манипулировать своими близкими, чтобы те не препятствовали употреблению алкоголя или наркотиков, а также проявлению во всех возможных параметрах имеющейся формы девиантного поведения. Зачастую близкие идут на уступки, перестают на какое-то время препятствовать ведению привычного образа жизни.
Чтобы такого не происходило, необходимо уметь распознавать манипуляции. Для этого стоит знать о наиболее популярных манипуляциях, с помощью которых от Вас добиваются своего:
I. Открытые формы манипуляций: угрозы, шантаж, демонстрация суицидального поведения;
II. Скрытые формы манипуляций: такое манипулирование не сразу и не всегда можно распознать. В том и кроется все его коварство. Направлено оно на то, чтобы вызвать нужные чувства у близких, появление которых приведет к тому, что больному индивиду будет дозволено все. К самым часто используемым манипуляциям можно отнести:
- Манипуляция гневом. Так «трудный» подросток получает возможность найти оправдание тому, чтобы приступить к выпивке, употреблению наркотиков или проявлению девиации. Человек начинает провоцировать конфликт, вести себя агрессивно. У него это чаще всего получается;
- Манипуляция здоровьем. Изображение физических страданий, например, боли в сердце, ломки. В таких ситуациях родственники нередко верят больному человеку, его рассказам о том, что он умрет прямо сейчас;
- Манипуляция чувством долга. Настойчивое упоминание того, что «родственники и друзья должны помогать друг другу, что раньше и с его стороны оказывалась какая-то поддержка». Чувство долга у близких возникает моментально, поэтому они удовлетворяют все просьбы больного человека.
- Манипуляция чувством вины. Такой ход нередко используется «трудным» подростком в отношении родителей. Идеальных отношений нет ни у кого, поэтому такая манипуляция безотказно срабатывает. Больной человек вспоминает какие-то конфликты, давние обиды, предъявляет претензии. Родственники, разумеется, хотят загладить свою вину через удовлетворение просьб такого индивида.
ПОМНИТЕ!!! ЧТО ПРИ НАЛИЧИИ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ИЛИ ЛЮБОЙ ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ, личность больного человека полностью меняется. Зависимые люди и люди, страдающие девиацией, не всегда могут определить, что они лгут и себе, и родным. Поэтому на них не стоит обижаться. Необходимо правильно на них реагировать!!!
Потопальская Наталья Сергеевна Руководитель учреждения Просьба о помощи – это не признак слабости любого человека, она не унижает, а делает его еще сильнее. После обращения за помощью начинается новый путь. Не бойтесь отправляться в него, бойтесь оставаться на месте.
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее