Официальный сайт учреждения
Заказать звонок

Комплексная реабилитация зависимых подростков

 

В ЧУ «Реабилитационное Социальное Учреждение Калужской области №1» осуществляется реабилитация «трудных» подростков в возрасте от 12 до 18 лет, имеющих изначально проблемы с девиантным (отклоняющимся) поведением, а в последствии употреблением наркотиков и алкоголя, зависимость от интернета, компьютерных игр и другие проблемы, требующие внедрения психологической коррекции.

Звоните прямо сейчас
8 800 250 21 90 Наши специалисты круглосуточно окажут Вам
консультационную и другие квалифицированные виды помощи.

Работа с подростками имеет ряд особенностей, а также требует создания специальных условий для проживания, наличия необходимых специалистов (клинических психологов, педагогов-психологов, реабилитологов, специалистов по социальной работе), организации доступа к получению образования и тесного взаимодействия с органами, осуществляющими надзор за соблюдением прав несовершеннолетних (уполномоченным по правам ребенка, органами опеки и попечительства и т.д.).

 

Девиантное поведение - нарушение социальных норм, которое обрело, в конкретном индивидуальном случае, постоянный системный характер.

Существует несколько подходов к трактовке данного понятия:

  • С точки зрения социологии: девиантное поведение - это совершенные действия тем или иным лицом, которые считаются в конкретном обществе неприемлемыми или же социально-опасными; вызваны нарушением способности к усвоению и воспроизводству социальных норм.
  • Согласно медицинскому подходу: девиантные поступки рассматриваются как следствие наличия у человека психиатрических заболеваний, пограничных психических расстройств и иных психических отклонений.
  • В психологии принято считать, что: девиации спровоцированы психологически- нездоровой семейной средой, неспособностью находить грамотный выход из конфликтной ситуации, активной созависимостью, проявляемой к человеку до наличия и с уже имеющимися проблемами.

Рассматривать и подвергать психологической коррекции девиантные формы поведения детей и подростков необходимо комплексно, на основе всех вышеперечисленных подходов.

Психокоррекционная работа с подростками, имеющими химическую зависимость от психоактивных веществ и алкоголя, а также различные виды и формы девиантного поведения, в рамках реабилитационного центра - это обширная социально- психологическая работа, включающая широкоформатную деятельность, направленную на помощь ребенку в достижении пожизненной ремиссии, организации себя, своего психического состояния; установление нормальных отношений в семье, школе, обществе после выхода из условий реабилитационного процесса; создание долгосрочной тренировочной базы в реабилитационном центре для его самореализации, с целью повышения самоценности и получения устойчивого навыка нацеленности на достижение позитивного результата в совершении собственных действий.

Сущность социально-психологической реабилитации для «трудных» подростков заключается в организации повышенной заботы, воспитании в них чувства собственного достоинства; выявлении и организации опоры на положительные качества характера/полезные интересы конкретного человека; предотвращении или устранении различных отклонений в поведении, установлении конструктивного контакта.

 

При поступлении девиантного или химически-зависимого подростка в реабилитационный центр, проводится первоначальная психологическая диагностика его внутренней эмоциональной сферы и психического состояния, с помощью которой устанавливается характер педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, проявления волевых качеств, умения отстаивать собственные личностные границы, уровня возникшей девиации / степени развития имеющегося употребления психоактивных веществ и алкоголя. С помощью полученных данных и после их интерпретации происходит определение коллективных проявлений «трудного» подростка, его отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона и выявление полезных интересов, способностей и профессиональных намерений на будущее.

После проведенного внутриличностного исследования подростка и первичного сбора информации, специалистами центра, во главе с педагогом-психологом, осуществляется организационное собрание консилиума, посвященного разработке индивидуального плана реабилитационной программы для наибольшей результативности психологической коррекции.

Основные формы работы с химически-зависимыми подростками и лицами, имеющими различные виды девиантного поведения, в условиях ЧУ «РСУ КО № 1»:

  1. Определение степени заболевания (для химически- зависимых):
    • первичное («розовое») употребление: попробовал один или несколько раз;
    • средне-тяжелое состояние: начал принимать наркотики регулярно, находится «в системе»;
    • тяжелая форма наркотической или алкогольной зависимости: организм уже не может нормально функционировать без наркотиков и алкоголя; присутствует абстинентный синдром; воля подавлена; зависимый подросток больше не может противостоять все возрастающей потребности в увеличении дозы / объема употребляемого психоактивного вещества.

    Из наиболее распространённых признаков активной фазы химической зависимости можно выделить следующие:

    • Значительное повышение толерантности: отсутствует чувство расслабления и эйфории при употреблении большой/го дозы / объёма ПАВ.
    • Возникновение потребности в частом систематическом употреблении ПАВ.
    • Отсутствие контроля объёма употребленных ПАВ.
    • Появление вторичного влечения к употреблению: выражается в желании употребить как можно больше.
    • Возникновение провалов в памяти после чрезмерных употребления или возлияний.
    • Неспособность контролировать свои действия и поступки, совершаемые в процессе употребления наркотических веществ и алкогольных напитков; в результате поведение употребленного подростка становится асоциальным и опасным.
    • Появление желания употребить, когда представляется такая возможность. Со временем это желание перерастает в постоянную системную потребность.
    • Возникновение абстинентного синдрома.
  2. Организация обучающего микросоциума / «терапия средой»: в основе данной формы психокоррекционной работы лежат представления об основополагающем влиянии сложившегося социумного окружения на формирование имеющихся у реабилитанта девиаций/зависимостей. Важным пунктом в данной психокоррекционной работе является организация собственного понимания у реабилитируемого подростка о вредоносном воздействии деструктивных компаний, «спаек» и других группировок разрушительной направленности, а также формирование мотивации ухода от повторного вступления в них, путем неразделения взглядов их идеологий и появления самостоятельной возможности (с помощью специальных психологических инструментов) купирования, так называемого, состояния тяги к вступлению в подобные объединения. Путем воздействия на проявляющиеся социальные факторы в рамках реабилитационного процесса, можно предотвратить нежелательное поведение личности в дальнейшем, в условиях «открытого» социума. Групповое и индивидуальное психокоррекционное воздействие заключается в восстановлении конструктивной системы вознаграждений, например, через создание негативного общественного мнения в реабилитационном микросоциуме по отношению к отклоняющемуся поведению и получении за отсутствие всех видов его проявлений различных поощрительных аспектов.
  3. Информирование о проблемах девиации / зависимости: это направление психопрофилактической работы в рамках реабилитационного центра, которое осуществляется при проведении лекций, бесед, группового прочтения и обсуждения специальной литературы, а также организованной кинотерапии. Целью подхода является восстановление когнитивных процессов личности для повышения ее способности к принятию конструктивных решений и производству адекватных действий в осуществлении будущей жизнедеятельности. При этом перечисляются негативные последствия девиантного поведения, употребления наркотиков или алкоголя, описываются драматические судьбы девиантов и химически- зависимых, их личностная деградация.
  4. Обучение социально-важным умениям и навыкам. Реализуется в общем процессе прохождения социально- психологической реабилитации, когда подростки учатся в процессе совместно- выполняемой трудовой, тренинговой и других психокоррекционных видов деятельности важнейшим навыкам, необходимым в жизни. Основной идеей является автоматизация как полезная привычка в дальнейшей жизнедеятельности выполнения тех действий, которые полезны как для самого подростка, так и для окружающих его людей.
  5. Выявление полезных интересов подростка. Данная форма работы основана на так называемом «заместительном» эффекте девиантного / зависимого поведения: творческое самовыражение в виде организации концертов, театрализованных выступлений; выявление полезных и импонирующих навыков для самого реабилитанта в различных видах труда и совершении общественно- полезной деятельности.
  6. Организация дисциплины и соблюдение здорового образа жизни. В ходе процесса социально- психологической реабилитации необходимо кардинальное изменение представлений у девиантного / зависимого подростка о ценности собственного здоровья, о важности дисциплины и самодисциплины в процессе осуществления жизнедеятельности, с помощью соблюдения четкого распорядка дня и еженедельного графика важных мероприятий и дел.
  7. Минимизация негативных последствий девиантного/зависимого поведения. Данная часть работы направлена на профилактику поведенческих рецидивов или их негативных последствий с помощью организации семейных психокоррекционных сессий и проведении малых групп, где реабилитанты обмениваются негативным опытом и побочными последствиями от проявлений девиации/зависимости в условиях социума.

Принципы индивидуального подхода в ЧУ «РСУ Калужской области №1» при работе с «трудными» подростками:

  1. Видеть в каждом уникальную личность: уважение, понимание, принятие, вера в нее. За основу работы с «трудными» подростками, зачастую имеющими опыт злоупотребления психоактивными веществами и алкоголем, в ЧУ «РСУ Калужской области № 1», мы взяли оптимистическую гипотезу, основная идея которой состоит в том, чтобы верить в исправление трудного подростка, ведь лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить. При работе с подростками важно создавать такую обстановку научения, общения, труда, в которой каждый реабилитант чувствует себя личностью, ощущает внимание, обращенное лично к нему. Подростку необходимо давать возможность проявить себя с положительной стороны, компенсируя его недостатки выявлением положительных сторон, а также организовать переубеждение на его собственном опыте.
  2. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка. Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству подростка, находящегося в реабилитационном центре. Предъявляя требования к «трудному» подростку, нельзя: угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить, не морализировать, не унижать его.
  3. Организовать атмосферу «успеха», помогать подросткам обучаться в школе, при использовании форм дистанционного и семейного обучения; обретать уверенность в своих силах и способностях.
  4. Учить воспитанника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих, развивать сознание сопричастности к своему коллективу и к «социальному целому». В «ЧУ РСУ Калужской области №1» руководством и специалистами реабилитационного центра поддерживаются все усилия трудного подростка по самовоспитанию и перевоспитанию, создаются для этого специальные педагогические ситуации. Мы всячески стараемся вовлекать и включать «маленьких» реабилитантов в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные взаимоотношения вредным влияниям.
  5. Завоевывать уважение и доверие воспитанников, для чего каждому члену коллектива из числа персонала реабилитационного центра необходимо относиться к себе, как к личности, быть интересным и значимым для реабилитантов, влиять на трудного подростка прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям.

Задачи воспитательной работы с подростками в ЧУ «Реабилитационное социальное учреждение Калужской области №1»:

  • воспитание у «трудных» подростков наблюдательности, добросовестности, бодрости, способности к сотрудничеству, бережливости, трудолюбия, отзывчивости на доброту, вежливости, исполнительности, эмоциональной сдержанности;
  • проведение индивидуальной и групповой работы с «трудными» подростками, оказывая помощь в учении, преодолении неумелости, укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе с ровесниками;
  • реализация ведущих видов деятельности: познавательной, игровой, общественно полезной;
  • коррекция форм общения, поведения;
  • формирование культуры поведения, культуры чувств;
  • полный отказ от вредных привычек;
  • обучение навыкам самоуправления;
  • проведение усиленной работы со слабоуспевающими и отстающими по школьной программе подростками;
  • перестройка отношений «трудного» подростка (снять настрой на ситуацию конфликта в отношениях с учителями и сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду);
  • формирование коллективных мнений о подростке;
  • включение «трудного» подростка в общение со сверстниками, в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно- организуемые виды деятельности.
  • расширение культурного кругозора;
  • воспитание ответственного отношения к жизни, труду; формирование культуры межполового общения;
  • проведение психокорекционной работы, направленной на преодоление эгоистичности, лености и лживости.

Организация структурирования личности «трудного» подростка:

  1. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» подростков.
  2. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника».
  3. Забота об укреплении положения подростка в коллективе, организация помощи в выполнении общественных поручений.
  4. Формирование положительной «Я- концепции». Создание для личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности; анализ каждого этапа, результатов деятельности реабилитанта, его достижений во всех сферах жизнедеятельности, поощрение положительных изменений.
  5. Оказание психологической помощи родителям «трудного» подростка. Обучение их пониманию и принятию собственного ребенка, конструктивному контролю его поведения и занятий, в свободное от учебного процесса время.
  6. Просвещение «трудных» подростков в вопросах межгендерных различий. Решение проблем половой идентификации.

 

Медицинские услуги оказываются на основе договора №27/046 от 12 августа 2020 г. сорудниками ГБУЗ КО «Калужская городская больница №5», лицензия на осуществление медицинской деятельности № ЛО-40-01-001759 от 05 ноября 2019 г., адрес: 248000, Калужская область, г.Калуга, ул. Космонавта Комарова, д.4

 

 

Потопальская Наталья Сергеевна Руководитель учреждения Просьба о помощи – это не признак слабости любого человека, она не унижает, а делает его еще сильнее. После обращения за помощью начинается новый путь. Не бойтесь отправляться в него, бойтесь оставаться на месте.

День пионерии 19-го мая 1922 года появилось активное общественное движение, в которое входили самые трудолюбивые и инициативные подростки страны. «Пионер всегда готов»- это тот их человеческий навык, который позволяет безостановочно расти и развиваться.
Подробнее
1 мая Первого мая в Российской Федерации, как и более чем в 150 странах мира, отмечают «Праздник Весны и Труда» или же «День Труда».
Подробнее
Футбол В ЧУ «Реабилитационное Социальное Учреждение Калужской области № 1» есть весенняя традиция- ежегодное «открытие» «уличного сезона»!))) В принципе, весна ассоциируется у многих людей с прогулками на свежем воздухе, запахом шашлыков, активными и подвижными уличными играми…
Подробнее
9 мая 9 мая, ровно 79 лет назад, Красная Армия и Советский Народ одержали Победу в Великой Отечественной Войне!!! В ЧУ «Реабилитационное Социальное Учреждение Калужской области №1» весь персонал очень трепетно подходит к организации этого Великого Праздника.
Подробнее
День выборов Президента В ЧУ «Реабилитационное Социальное Учреждение Калужской области №1», как и всегда, очередное нововведение!!! Мы добавили новое ежемесячное мероприятие, которое называется «Выборы впередиидущих».
Подробнее
Проведенная лекция в Калужском Государственном Университете К.Э. им. Циолковского 20 марта на платформе КГУ им. Циолковского заместителем руководителя «ЧУ Реабилитационное Социальное Учреждение Калужской области №1» Павлом Юрьевичем Горловым было проведено лекционно-интерактивное занятие
Подробнее
все новости