Комплексная реабилитация зависимых подростков
В нашем Учреждении работает отделение по реабилитации «трудных» подростков в возрасте от 12 до 18 лет, имеющих проблемы с поведением, употреблением наркотиков и алкоголя, зависимость от интернета и компьютерных игр.
Работа с подростками имеет ряд особенностей, а так же требует создания специальных условий для проживания, наличия специалистов (педагог-психолог) и организации доступа к получению образования, а так же тесного взаимодействия с органами, осуществляющими надзор за соблюдением прав несовершеннолетних (уполномоченный по правам ребенка, органы опеки и попечительства и т.д.).
Программа реабилитации подростков включает в себя не только методику борьбы с зависимостью, но и в обязательном порядке методику восстановления положительных социальных связей детей с родителями и обществом, борьба с диванным поведением и неверной оценкой жизненных приоритетов и ориентиров.
В большинстве случаев вовлечение детей в употребление спиртного и наркотиков происходит в условиях, прежде всего, неверной оценки ребенком жизненных ориентиров, заблуждения ребенка относительно того, что на самом деле «Круто», а что, всего лишь, маска, прикрывающая неуверенность, бессилие и одиночество.
За время нашей работы с подростками мы увидели, что программа реабилитации, помимо освобождения от зависимости, дает положительные изменения в поведении подростков, они становятся спокойнее, снижается агрессия, появляется интерес к участию в общих мероприятиях, дети становятся открытыми и доброжелательными, налаживается диалог и взаимопонимание с родителями, появляется желание учиться.
При поступлении подростка в реабилитационный центр, проводится первоначальная психологическая диагностика его внутренней эмоциональной сферы и психического состояния, с помощью которой устанавливается характер педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, проявления волевых качеств, умения отстаивать собственные личностные границы, уровня возникшей девиации.
С помощью полученных данных и после их интерпретации происходит определение коллективных проявлений подростка, его отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона и выявление полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.
После проведенного внутриличностного исследования подростка и первичного сбора информации, специалистами центра во главе с педагогом-психологом осуществляется организационное собрание консилиума, посвященного разработке индивидуального плана реабилитационной программы для результативности психологической коррекции.
Принципы индивидуального подхода в ЧУ «РСУ Калужской области №1» при работе с подростками:
- Видеть в каждом уникальную личность, уважение, понимание, принятие, вера в нее. За основу работы с «трудными» подростками, зачастую имеющими опыт злоупотребления психоактивными веществами и алкоголем, в ЧУ «РСУ Калужской области № 1» мы взяли оптимистическую гипотезу, основная идея которой состоит в том, чтобы верить в исправление трудного подростка: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить. При работе с подростками важно создавать такую обстановку учения, общения, труда, в которой каждый реабилитант чувствует себя личностью, ощущает внимание лично к нему. Подростку необходимо давать возможность проявить себя с положительной стороны, компенсируя его недостатки выявлением положительных сторон, а также организовать переубеждение на его собственном опыте.
- Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка. Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству подростка, находящегося в реабилитационном центре. Предъявляя требования к трудному ребенку, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить, не морализировать, не унижать его.
- Организовать атмосферу «успеха», помогать подросткам обучаться в школе при использовании форм дистанционного и семейного обучения, обретать уверенность в своих силах и способностях.
- Учить воспитанника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих, развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому. В «ЧУ РСУ Калужской области №1» специалистами и руководством центра поддерживаются все усилия трудного подростка по самовоспитанию и перевоспитанию, создаются для этого специальные педагогические ситуации. Мы всячески стараемся вовлекать и включать «маленьких» реабилитантов в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.
- Завоевывать уважение и доверие воспитанников, для чего каждому члену коллектива из числа персонала реабилитационного центра необходимо относиться к себе, как к личности, быть интересными и значимыми для своих воспитанников, влиять на трудного подростка прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям.
Задачи воспитательной работы с подростками в ЧУ «Реабилитационное социальное учреждение Калужской области №1»:
- воспитание у «трудных» подростков наблюдательности, добросовестности, бодрости, способности к сотрудничеству, бережливости, трудолюбия, отзывчивости на доброту, вежливости, исполнительности, эмоциональной сдержанности;
- проведение индивидуальной и групповой работы с «трудными» подростками, оказывая помощь в учении, преодолении неумелости, укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе с ровесниками;
- реализация ведущих видов деятельности: познавательной, игровой, общественно полезной;
- коррекция форм общения, поведения;
- формирование культуры поведения, культуры чувств;
- борьба с вредными привычками;
- обучение навыкам самоуправления;
- проведение усиленной работы со слабоуспевающими и отстающими по школьной программе подростками;
- перестройка отношений трудного подростка (снять настрой на ситуацию конфликта в отношениях с учителями, со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду);
- формирование коллективных мнений о подростке, оценочных суждений о нем;
- включение трудного подростка в общение со сверстниками, в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности).
- расширение культурного кругозора;
- воспитание ответственного отношения к жизни, труду, формирование культуры межличностного и межполового общения;
- проведение работы по преодолению эгоистичности, лености и лживости.
Организация структурирования личности трудного ребенка:
- Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» подростков.
- Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника».
- Забота об укреплении положения подростков в коллективе, организация помощи в выполнении общественных поручений.
- Формирование положительной Я - концепции. Создание для личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений.
- Оказание психологической помощи родителям трудного подростка. Обучение их пониманию собственного ребенка, конструктивному контролю его поведения и занятий в свободное время.
- Половое просвещение «трудных» подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи:
- Изучение психологического своеобразия «трудных» подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
- Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
- Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.
- Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Медицинские услуги оказываются на основе договора №27/046 от 12 августа 2020 г. сорудниками ГБУЗ КО «Калужская городская больница №5», лицензия на осуществление медицинской деятельности № ЛО-40-01-001759 от 05 ноября 2019 г., адрес: 248000, Калужская область, г.Калуга, ул. Космонавта Комарова, д.4

Потопальская Наталья Сергеевна Руководитель учреждения Я точно знаю, что помочь можно каждому, главное не быть равнодушным и безразличным и вовремя обратиться за помощью!

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее